Техника - молодёжи 1962-02, страница 28

Техника - молодёжи 1962-02, страница 28

личия между живым организмом и техническим устройством.

В этом нас убеждает вся история развития техники, и вряд ли дело кардинальным образом изменится, когда человечество подойдет вплотную к созданию «мыслящих» автоматов.

По мере того как все точнее будет познаваться механизм мышления, все яснее станет, что для технической (а не естественной) реализации этот механизм мало пригоден, что функции, выполняемые им, гораздо лучше реализуются при совершенно иной схеме, что технологический процесс «мышления» автомата должен быть совершенно не таким, как «технологический процесс» мышления человека: как паровоз был неизбежно переставлен с «ног на колеса», так и процесс создания мыслящего автомата будет поставлен с головы на ноги.

Значит, для создания «мыслящего» автомата мало знать во всех тонкостях механизм мышления полноценного живого существа, надо будет еще разрабатывать или изобретать такие средства, которые сделают эти механизмы пригодными для технической реализации.

Гигантский объем работы, если учесть современный уровень знаний и все своеобразие человека как объекта исследования!

Журнал, как нам представляется, делает полезное дело, пытаясь в популярной форме обсудить современное состояние и важнейшие задачи кибернетики. Мы будем считать поставленную цель достигнутой, если читатели журнала в результате обсуждения почувствуют, какая дистанция разделяет сегодня автомат и полноценное живое существо, если они увидят, какого высокого уровня развития достигли наука и техника, и вместе с тем поймут, что чем больше сделано, тем больше остается сделать; если они научатся более уверенно отличать желаемое от возможного, воображаемое от существующего.

Иначе есть опасность привить молодежи элементы своеобразного «технического шапкозакидательства», когда снисходительно похлопывают по плечу создателей современной техники, намекая на то, что якобы существуют оформившиеся идеи «необычных» автоматов, обладающих некими поражающими кибернетическими (I) свойствами.

Поэтому так важно при широком, по-, пулярном обсуждении гигантских технических проблем находиться возможно дальше от позиции «технического шапкозакидательства».

LiKHMri

РЕПОРТАЖ С ПЕРЕДНЕГО КРАЯ

• Пучшие фантасты мира уже много де-* * сятилетий мчат воображение своих читателей по звездным дорогам бесчисленных галактик, и читатели довольно спокойно переносят эти сногсшибательные путешествия. Но вот в октяб-ое 1957 года советский спутник «скромно» облетел вокруг Земли — и мир разразился рукоплесканиями.

Такова сила факта.

Перед нами книга, главные герои которой факты, главная сила которой в фактах. В книге Георгия Блока «Пути науки»1 нет сообщения о сверхъестественных открытиях, способных потрясти или в крайнем случае удивить мир.

Четыре главы: «Преображенные «старики», «Солнечные кристаллы». «Машины обретают «разум», «Приключения идеи» — знакомят нас с необычными свойствами стёкла, с «чудесами» Курской магнитной аномалии, с причудливыми свойствами полупроводников, с «капризами» электронных машин. Сам по себе рассказ о том, как можно добиться, чтобы стекло наворачивалось, как лист бумаги, на палец, глина резала сталь, а электронные кибернетические устройства вырабатывали условные рефлексы и обучались, достаточно интересен, хотя, честно говоря, не так уж нов. Но если вместо подробного рассказа о том, как все это можно сделать, идет четкий репортаж о том, как все это сделано, причем с точным указанием адреса заводской лаборатории или науч-но-исследовательского института, с фамилией руководителя работы — все приобретает совсем иную окраску. Автор именно это и делает.

Стержень каждой из четырех глав книги — технический прогресс, вездесущий, всемогущий, многовеликий. «И подобно тому как невозможно искусство для искусства, — говорит автор,— так невозможен и нелеп технический прогресс ради него самого... Какую область мы ни возьмем, все они сообща и каждая на своем месте создают новое для пользы человека, чтобы людям стало лучше, легче, веселее жить».

1 Георгий Блок, Пути науки. Изд-во «Молодая гвардия», 1961.

Сжато рассказав о сути открьш Г, Блок знакомит читателя с реальнь автором открытия, раскрывает две] действующих лабораторий, описыва первые опытные образцы, и читать начинает казаться, что он сам идет i широким путям научцой мысли, а смотрит на них издалека через по зорную трубу фантазии писателя.

Большое достоинство этого интер? ного рассказа о путях советской нау] и в другом. С первой и до последи страницы мы явственно слышим <i листом» взволнованный голос автор энтузиаста, и этот радостный энтузна передается нам. Но читатель не в об| де за это «навязывание» чувств, тем 6 лее, что автор вначале предупрежу всех: «Энтузиазм — заразная болея И неизлечимая. Она передалась и мне. И как бы в шутку предупреждает: Остерегайтесь, дорогой читатель».

Л. АРКАДИ

САМ СЕБЯ НАКАЗАЛ...

Ветеринар Колен всегда против речи л великому французскому учен* му Пастеру.

Однажды Пастер сказал, что куры не болеют сибирской язвой. Коле» тут же взялся домазать обратное.

. _..т . ■ .

Но прошла неделя, вторая. Колен молчит. На одном из заседаний Ак* демии медицины Пастер спросил «• твримара:

— А где же обещанная куриц» которая должна была умереть от сн< бирс кой язвы?

Колен раздраженно заявил!

— Далась вам курица! Очень сожн лею, но две курицы, которые я а разил еиоирск язвой, почему-то ш заболели. Может быть, мне и удалой, бы в конце концов заразить их, к' моя собака сожрала кур... Возможж вы и правы, но это единственно! в чем вы оказались правы.

■IIMlMlllHIU'Wi I ч

• я/ *

НЖУН

ИТДИ1К И1ТМ Ш ИМЕРЕ

НА ПОЛЕЙ И ФЕРМ

Ш

МОЛОДЕЖЬ ЗАЖИГАЕТ МАЯКИ ПУТЕШЕСТВИЕ В БАТИАНДРЕ

ЕЩЕ РАЗ О ТУНГУССКОМ МЕТЕОРИТЕ

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГОЛОС НАПРЯЖЕННЫХ МЫШЦ