Техника - молодёжи 1962-05, страница 6

Техника - молодёжи 1962-05, страница 6

Та к зависит вес радиационной защиты космических кораблей от формы при постоянном объеме.

СПУТНИК-ХАМЕЛЕОН

. Основной источник тепла космических станций находится все-таки не внутри них, а вовне. Ведь на космический аппарат в виде сферы диаметром в 0,3 м, находящийся в районе Земли, падает в виде солнечных лучей тепловая энергия в 87 500 калорий в час. Вблизи Марса падающий на такой аппарат солнечный тепловой поток составит 46 тыс. калорий в час.

Изменяя цвет космического тела, можно регулировать приток к нему солнечного тепла. Известно, что белый цвет отражает большую часть падающих на него солнечных лучей, а черный, наоборот, поглощает основную их долю. Но зато белый цвет намного слабее излучает тепловые лучи в окружающее пространство, чем черный. Если орбита проходит вблизи Солнца и станция сильно нагревается, то можно* уменьшить приток тепла к аппарату, окрасив его освещенную сторону в белый цвет, и увеличить утечку тепла, окрасив теневую сторону в черный цвет. Для далекой от Солнца станции целесообразно поменять цвета освещенной и теневой сторон, чтобы повысить температуру внутри станции до нормального уровня.

Бедна палитра у художников космоса, всего только два цвета — черный и белый — могут они использовать для окраски космических кораблей. Но и с этими двумя цветами можно совершать настоящие чудеса. Цвет аппарата может иногда заменить громоздкие, тяжелые радиаторы. Мало того, аппарат может автоматически менять окраску в зависимости от того, нужно ему нагреваться или охлаждаться. Ученые сей-, час разрабатывают такие покрытия для искусственных спутников, которые меняли бы свой цвет с черного на белый, как только температура внутри аппарата превысит определенную величину. Приток тепла к спутнику, переодевшемуся в светозащитное белое покрытие, уменьшается, и он начинает охлаждаться до нормальной температуры. При слишком сильном охлаждении цвет его покрытия меняется на черный, и спутник начнет усиленно впитывать своей поверхностью энергию солнечных лучей. Таким образом, изменение цвета наружной поверхности будет автоматически поддерживать внутри космического аппарата определенную температуру.

Для такого спутника-хамелеона можно

4

использовать свойства некоторых полимерных соединений, меняющих свой цвет при переходе от твердого к ге-леобразному состоянию с повышением температуры.

«ДИРИЖАБЛЬ» НА ОРБИТЕ

Большая поверхность космических станций нужна не только для лучшего отвода тепла. Наружная поверхность внеземных аппаратов — это единственный их орган «осязания» внешнего мира, единственная «точка» соприкосновения с окружающей средой. Только через свою поверхность могут получить искусственные спутники информацию извне о стремительных ливнях космических частиц, о плотности и составе межпланетного газа, о потоках метеоритов, бороздящих космическое пространство, о сопротивлении верхних, разреженных слоев атмосферы, о расположении земных радиационных поясов и, наконец, о силе давления солнечных лучей. Чем больше площадь аппарата, тем легче его обнаружить по отраженным солнечным лучам или по «эху» радиосигнала, посланного с Земли. А мощность электроэнергии, вырабатываемой солнечными полупроводниковыми батареями, прямо пропорциональна величине поверхности, которую они покрывают.

Площадь и вес космических аппаратов находятся явно не в ладах друг с другом. Конструкторам то и дело приходится задумываться над тем, как увеличить площадь космических объектов, не повышая их веса, или как уменьшить их вес, не затрагивая наружной поверхности. В связи с этим американские специалисты предложили использовать в космосе надувные аппараты. Засылать такие надувные спутники на орбиту можно в наиболее компактном, собранном виде. С гибкой, сложенной в небольшой контейнер оболочкой 8 космос выводится баллон с газом под высоким давлением. Газ выпускается в оболочку автоматически, когда аппарат минует нижние, плотные слои атмосферы. В качестве наполнителя надувных аппаратов обычно используется гелий.

С помощью таких аппаратов можно наглядно продемонстрировать силу давления солнечных лучей на космические тела. Удалось даже наблюдать влияние солнечных бурь на движение надувных искусственных спутников Земли.

Стремление всеми мерами уменьшить ■ее космических аппаратов, в то же время сохранив их достаточно большие размеры, сказалось и в другом проекте американских специалистов. В качестве строительных, монтажных конструкций для внеземных станций будущего они предлагают использовать... пенопласти-ческие материалы; причем «вспенивать» материалы можно прямо на орбите.. У космических сооружений, сделанных из пенопласта, можно получить гораздо большие внешние размеры, чем при использовании обычных металлов и сплавов. А условия невесомости в космосе вполне позволяют применять такие конструкции, которые на Земле не смогли бы выдержать даже собственный вес. Немалое количество таких необычных идей найдет практическое воплощение в будущем, когда космическое пространство вокруг Земли превратится в гигантскую строительную площадку.

Что общего между скульптурой и авиационной конструкцией? Может быть, их роднит отточенность форм, законченность и неповторимость каждой модели, будь то творение ваятеля или авиатора? Вероятно, это и определило увлечение молодого скульптора Михаила Ляхова.

Его творческий путь еще короток. После окончания Московского высшего художественно-промышленного училища" Ляхов принимал участие

Шо*ер-

СКУЛЬПТОР

НА 25'/.

Скульптор-авиатор