Техника - молодёжи 1962-11, страница 46

Техника - молодёжи 1962-11, страница 46

козлик и волки

(Игра. См. 3-ю стр. обложки)

Игра «Волн н овцы» на обычной шахматной досиа является наполноцанной н примитивной. Перенесение игры иа квадратной системы симметрии в шестигранную позволило в значительной мере уравнять шансы сторон. Легная на первый взгляд задача сильнейшей стороны оказывается далеио не простой и требующей точной игры. Очень простая по своему характеру, »та игра вместе с тем весьма занимательна н представляет интерес наи для детей, тан и для взрослых.

Есть всем известная игра «Волк и овцы». Ведется она на обычной шашечной доске.

Однако после первых же двух-трех партий становится совершенно ясно, что игры-то, в сущности, и нет. На квадратной шашечной доске «волк» оказывается настолько слабым, что не может даже мечтать о «иыигрыше».

Как же придать игр* харяктер спортивной борьбы? Есть ли возможность уравнять силы сторон и сделать игру богв-той по своим комбинационным возможностям?

Шестиугольник! В последние годы исе чаше н чаше в га-эстах и журналах появляются статьи о различных шашечных играх и даже о шахматах, которые имеют шестиуго/ ь ные игровые доски. Такие игры появились ие только в нвшей стране, ио и за рубежом И есть немвло оснований предпола гать их несомненное назначение в двльнейшем развитии нгр.

Игра «Козлик и волки» оказалась чрезвычайно богатой по своим комбинационным иоэможностям. Любопытно, что многие известные мастера шахмат из первых десяти пвртий не смогли выиграть ни одной. И это не удивительно Острота создающихся на доске позиций требует от игрока умения владеть темпом, заставляет планировать игру на много ходов вперед. Эта игра, как и шестигранные шашки и шахматы, характерня быстрой сменой планов и напряженностью партии от первого до последнего хода.

Правила игры «Козлик и волки» нредепьно просты. Игра ведется яа доске, состоящей ил 31 шестиугольной клетки (дваграмма JNs 1). Все клетки расположены семью рядами по-разному: три ряда по пять клеток и четыре рядв по четыре клетки. Доска имеет свою нотацию: каждый ряд клеток обозначен своей буквой, а каждая клетка отмеченв циф рой. В начале игры фигуры ставя ся в исходное положение: шгть «волков» занимают клетки а'1, а2, аЗ, а4 и ЬЗ; «козлик» ставится в центре доски на клетку d3. Эти клетки на доске выделены цветом.

В нгре «волки» ходят только вперед на одну клетку в двух диагональных направлениях (через передние углы клеток), а «козлнк» может переходить на любую прилегающую клетку в любом из шести диагональных направлений.

В начале игры первый ход делают «волки» «Козлик» вы

игрывает, еелн любыми уловками сумеет прорвать или обойти цель «волков»; задача «волков» — запереть «козлика» на последней линии.

Вот и все несложные правиле. Однако для лучшего усвое-икя особенностей этой шестигранной игры советуем повторить по записи две партии.

„Волки"

1. ll-bl 2. «2-Ь2

а. «з-м

4. «4 Ъ5

б. Ь1—cl

в. Ы-сЗ Т. ЬЗ—с2

8. Ъ5—с4

9. 1— <12

10. c2-d3

11. Ь2—cl

12. сЗ—d4

13. cl—dl

Партия № 1 „Козлик" „Волки'

d3-c2 с2-сЗ сЗ—с4 с4—сЗ сЗ -с2 с2—d3 d3-d4 d4—d3 d3- e3 e3 d d4 -e4 e<—dS d5—e4

14. c4—dE

16. d2—e2 1в. d3—e3

17. d5—e4

18. e4—14

19. dl -el

20. d4-e4

21. e3—f3

22. f4—g3

23. e2—-12

24. el—fl

„Козлик"

e4—f4

f4-f3 f3-f4 14-13 13—12

12—f3

13-*2

f2-g2

25. fl—gl „Козлик" заперт.

«Волки» выиграли. Создается впечатление, что пять «волков» вообще без труда могут выиграть у одного «козлика». Но это не так. Дело в том, что «волки», продвигаясь вперед, должны все время перестраивать свою цепь, потому что число клеток в рядвх ие одиивково. Если в одном ряду четыре клетки, то в следующем их будет пять, затем опять четыре н снова пять и т. д. А это очень затрудняет продвижение «волков». «Козлик» же <может легко маневрировать, мешать продвижению «волков» и, выждав удобный момент, прорваться сквозь их цепь. В этом легко убедиться, повторив по записи партию № 2.

„Волки

1. «1-Ы

2. «2 -Ь2

3. «3-М

4. «4-Ь5

5. Ы—cl

Партия № 2

„Козлик" „Волки*

d3—с2 в Ь2-с2

с2—сЗ 7. Ь5—с4

сЗ—с4 в. cl—d2

с4—сЗ 9. Ъ4—сЗ сЗ—с4

„Козлик*

с4—d4

d4—сЗ сЗ—d3 «13—е2

После девятого хода «козлнк» получил возможность обойти цепь «волков» ходом е2—el— dl. Если же «волк», стоящий иа клетке d2, попытается закрыть клетку cl, то этим он только откроет «козлику» кратчайшую дорогу через d2.

Основная сила «козлика» в его находчивости и смекалке. Мы предлагаем читателю, теперь уже овладевшему игрой, найти решение приведенных ниже задач. При правильном решении во всех этих задачах «козлик» прорывает или обходит цепь «волков» и выигрывает. Заранее предупреждаем, что для задачи № 3 нужно иайтн такое решение, чтобы «волки» оказались в цугцванге. Во всех задачах первый ход делает «козлик» Ждем ввших решений.

Б. ГРИГОРЬЕВ, И. ШАФРАН

СОДЕРЖАН И Е

О. Некрасов, внономист, и Г. Дол-дооанов — Экономика стро

нт заводы....... I

Л. Ландау, акад.. н А. Китайгородский, проф. — Двн нне — А что это такое7 ... 3 А. Викторов, ииж. — Забавные

исторические факты ... 4 И. Шаров, ннж. — Возрождение

вфираТТ?........5

Л. Терехин — Просторно, как

в строчках стихов (стихи) 9

Кан сделан снимок7.....9

Короткие корреспонденции . . 10 Г. Фнлановсннй, инж. — Двенадцать лет человеческих (рве-снаэ).........13

О том, как рождается новый метод подготовки моюдых ученых ..........14

Г. Смирнов, ннж — Размышление

у экспонатов......17

Перекличка отрядов КП продолжается .........18

Л. Гонфалоньерн — Совершим пу

тешествне по Луна .... 20 Ион Хобана — Лучший иэ миров

(рассказ)........22

Шелестят страницы.....25

В мире книг........26

A. Эмме, канд. биол. нвун — Рак

будет побежден 27

Г. Павленио, акад. АН УССР —

Бегущие по волнам .... 30 Г. Вадимов, инж. — Энергетика

морского волнения .... 30

B. Глебов, ииж. — Судьба телефота ..........31

Т. Вархзнй — Воздушная конденсация против «водного голода» ........ 33

Вокрут юмного шара.....34

М. Колтун, инж. — Солнечный

пруд.........36

И. Литвнненио — Крым пьет воду

жнзни...... . . 37

Знаете ли вы, что...... ... 38

Время течет .......39

Козлин и волии (игра) 40

ОБЛОЖКИ художников: 1-я стр. — Р. АВОТИНА, 2-я стр. — Б. БОСС А Р-ТА, 3-я стр. — Г. ГОРДЕЕВОИ, 4-я стр.— А. ШУМИЛИНА.

В К Л АД К Н художников: 1-я стр. — Ю. МОРКОВКИНА. 2-я стр. — А. ПЕТРОВА, 3-я стр. — Ю. СЛУЧЕВСКОГО. 4-я стр. — С. Наумова. Маиет Н. Перовой.

Главный редактор В. Д. ЗАХАРЧЕНКО

Редноллегня: М. Г. АНАНЬЕВ, К. А. ВОРИН. В. В. ГОЛУВОВСКИИ. К. А. ГЛАДКОВ. В. В. ГЛУХОВ. П. И. ЗАХАРЧЕНКО. Я. 3. КОЗИЧЕВ, О. С. ЛУПАНДИН, В. Г. МАВРОДИАДН. И. Л. МИТРАКОВ. В. Д. ПЕКЕЛИС (заместитель главного редактора).

А. Н. ПОВЕДИНСКНИ. Г. И. ПОКРОВСКИЙ, И. Г. ШАРОВ, H. М. ЭМАНУЭЛЬ.

Адрес редакции: Москва А 30, Сущевская. 21. Тел. Д 1-15 00, доб. 4-66. Д 1-86-41; Д 1-08-01. Рукописи не возвращвются Художественный редактор К). Манаренно Технический р диктор Л. Прозорова

Издательств ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия»

Т13421. Подп. к печ. 4/XI 1962 г. Бумага 61у90>/в. Печ. л. 5 5 (5.5). Уч.-иад. л. 9,3. Заказ 1809. Тираж 600 000 вкз. Цена 20 коп.

С набора типографии «Краснов знамя» отпечатано в Первой Образцовой типографии им нн А. А. Жд кова Мосиовского городского совнархоза. М кв НС-54, Валовая, 28. Заиаз 3366. Обложка отпечатана в типография «Красное знамя», Москва. А-30,

Сущевскзя. 21.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. §µ§а§Ь§Ъ §д§а§Ь§Ъ §Х§Э§с §е§Ю§Ц§Э§н§з §в§е§Ь

Близкие к этой страницы