Техника - молодёжи 1962-12, страница 15ных гельминтов. В плане семилетки — полная девастация возбудителей четырех болезней человека, которые к 1965 году исчезнут с нашей земли. Таким образом, передовая советская гельминтологическая наука победила косность, рутину, недоверие и пессимизм и доказала, что мечта освободить человечество от паразитарного ига, довлевшего в течение сотен тысячелетий, стала явью, и то, что считалось плодом необузданной фантазии, превращается на наших глазах в объективную реальность. Итак, в науке должен царить оптимизм, ученые обязаны не только творить, но и мечтать и стремиться к тому/ чтобы их мечтания были направлены на пользу Родине, на благо человечества. Советский строй победил паразитизм социальный, передовая советская наука истребит и паразитизм биологический! Г. И. ПОКРОВСНИИ, профессор, генерал-майор инженерно-технической службы «ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДОЛЖНЫ ОСНОВЫВАТЬСЯ НА ПОДЛИННО НАУЧНОМ ПРЕДВИДЕНИИ». У будущего есть два полюса — научное предвидение и искусство, эмоционально нацеливающее на будущее. Оторваны ли они друг от друга, или эти устои соединяет какая-то арка? По-видимому, такой аркой является научная фантастика, и границы ее крайне неопределенны. С одной стороны, несомненно, что в самых строгих, нацеленных на движение вперед научных построениях должна присутствовать фантастика. С другой стороны, художник в наше время .должен бьггь в известной мере Леонардо да Винчи. Сейчас художник, художник в широком смысле слова, не может просто давать образы, которые оторваны от научной действительности, от стремления науки двигаться вперед по определенным направлениям.. И мие думается, что научная фантастика при такой ее трактовке — чрезвычайно существенный и ответственный элемент нашей культуры. Очень хотелось бы, чтобы задачи фантастики обсуждали и решали люди, самые разные по роду деятельности: представители изобразительного искусства, литературы, музыки, науки. А сейчас надо прямо сказать, что художников-фантастов чрезвычайно мало, так мало, что чувствуется отсутствие изобразительного искусства как действенной силы. Исходя из высказанных положений, необходимо придавать фантастике уровень философии, уровень монументального искусства. Для этого научная фантастика должна создаваться совершенно современными или, если хотите, утверждающими современность средствами. В отличие от недавней эпохи, давшей отдельные прославленные имена, в наши дни в науке все замечательные деяния создаются коллективами людей. Коллектив — знамение времени. Мне кажется, что и фантастика должна рваться вперед по такому же принципу. Иржи ТАБОРСКИЙ, главный редактор журнала «Веда а техника младежи» ЧЕХОСЛОВАКИЯ «СОВРЕМЕННОСТЬ. ПРАВДИВОСТЬ. НАРОДНОСТЬ». Научно-фантастические произведения не должны быть оторваны от жизни и народа — от нашей современности. Правдивость таких произведений — в знании закономерностей развития общества и человека, в психологическом подходе, в самом совершенствовании человека независимо от того, будут ли у него кибернетические проводнички величиной со спичечную головку или он будет летать на новые солнечные системы. Молодежь хочет конфликта, а не нудного повествования. Вот почему одних научных знаний недостаточно для написания фантастического романа. Писатель-фантаст должен быть не только научным работником, инженером, но и настоящим художником. Милен МАРНШШ, главный редактор журнала «Наука и техника за младежта» БОЛГАРИЯ «ОНИ ВИДЯТ КРАСОТУ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФОРМУЛЫ...» ...Фантастика — это литература будущего. Все больше и больше растет процент инженеров, научных работников или людей искусства, знакомых с достижениями науки и техники. Так что у литературы, посвященной этим вопросам, большие перспективы. Да и сами герои научно-фантастических произведений — в основном они молодые ученые, члены экспедиций — это герои не только новых знаний, но и новой эстетики, новой эстетической оценки действительности. Они видят красоту математической формулы, они. видят красоту самолета, машины, рабочий гул в каком-то цехе вызывает у них эстетические эмоции. И вот такие герои входят в научно-фантастическую литературу. Поэтому я считаю, что это литература будущего. В. ВЛАДКО, писатель КИЕВ «ДОЛЖНА ЛИ ФАНТАСТИКА ДУМАТЬ О ГЕРОЯХ, КОТОРЫЕ БУДУТ ЖИТЬ ЧЕРЕЗ СТО ТЫСЯЧ ЛЕТ!» ...Мне представляется, что фантастика может существовать реально, только если ее герои живут в некотором недалеком будущем. Иначе она оказывается чрезвычайно оторванной от жизни, нереальной и представляющей в значительной степени домыслы автора. Мне лично трудно представить себе героя, который будет жить где-то через сто-двести лет. Умственный и «общечеловеческий», 'если можно так сказать, уровень героев в произведениях научной фантастики имеет огромное значение. Иногда автор рассказывает о великолепных машинах, конструкциях, но «сажает» на эти машины людей зачастую весьма примитивных, которые только делают вид, что они хозяева, властители этих машин. На самом деле они оказываются чем-то вроде мелких провинциальных актеров. Тут уровень многих произведений фантастики.— уровень культурный, теоретический, идейный — много ниже, чем уровень техники, которую изображает автор. А. СТРУГАЦКИЙ, писатель-фантаст «ДВИЖУЩЕЙ СИЛОЙ БУДУЩЕГО ОБЩЕСТВА ЯВИТСЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА». - В советской, да и в зарубежной фантастике о человеке будущего пишется еще очень мало. Каков будет он, этот человек? Очевидно, он будет лишен таких пережитков прошлого, как приобретательство, эгоизм, зависть. Зато в полной мере откроются его духовные возможности. И в этой связи задачи писателей-фантастов, как ии странно, усложняются. Как, например, показать конфликты между людьми будущего? В какой форме эти конфликты будут проявляться? Видимо, основой их будет та же борьба, но борьба не добра со злом, а... добра против добра. в этих конфликтах будут сталкиваться два или несколько положительных героев, из которых каждый убежден и прав по-своему и в чистоте стремлений которых никто не сомневается. Они и в ожесточенных столкновениях остаются друзьями, товарищами, братьями по духу. На чьей же стороне будут в таком случае симпатии автора? f/i Проблема человека боль- шая и сложная, над ней __... _ ____Й предстоит еще немало по- \ трудиться писателям-фан- продолжение * тастам. й С М• на Стр. % 18, 19, 28, 29. g щмю» т tif |