Техника - молодёжи 1963-02, страница 12

Техника - молодёжи 1963-02, страница 12

МОЖЕТ ЛИ СТАНОК РАБОТАТЬ БЕЗ ЧЕЛОВЕКА?

Всем знакома картина цеха, в котором стоят автоматы: машины работают, а людей нет. «Умные» машины сами управляют работой своих органов. Быть людям постоянно при этих машинах нет необходимости.

А мы, обычные токари, всю смену напряженно следим за работой резца, держимся за махоиички управления, меняем инструмент, заготовки, регулируем режим работы. Наши токарно-винторезные станки недостаточно «умны», чтобы работать самостоятельно.

«Эх, придать бы им «ума», чтобы можно было задать работу станку, а самому заняться в это время учебой или техническим творчеством!»— думалось иногда.

Заменить наши станки автоматами? Заменить? В короткий срок это невозможно. Ведь в нашей промышленности сотни тысяч универсальных станков. Кроме того, автоматы сложны и дороги. Да и куда деть существующие станки?

Ну, хорошо, не заменить, а переоборудовать наши «1А62» в автоматы? В такие, скажем, неполные автоматы, которые хоть некоторое время могли бы работать без токаря...

Токарно-винторезный станок имеет, так сказать, в зародыше способность к самостоятельной работе. Посмотрите, как токарь обтачивает большую деталь: установит резец, включит самоход и покуривает себе около станка, а то и отойдет ненадолго, а станок работает. Любой универсальный станок тоже какие-то доли времени работает самостоятельно.

И у нас возникла идея укрупнить эту долю времени.

Как-то в дружеской беседе молодой инженер-технолог рассказал нам, токарям, о программном (цифровом) управлении станками. Обычные станки-автоматы, к примеру токарные автоматы, могут работать только на массовом производстве одинаковых деталей. Частая переналадка их для обработки разных деталей невозможна, просто невыгодна. Автоматы с цифровым управлением не требуют переналадки. Они практически всегда пребывают в состоянии готовности обрабатывать разные детали (как и наши универсальные станки) в зависимости от вложенной в них программы.

Принцип цифрового управления известен сравнительно давно, но до сих пор не получил широкого распространения: конструкции таких автоматов пока еще слишком сложны и дороги, в том числе и конструкции переоборудования под программное управление существующих станков.

Однако молодой инженер обнадежил нас, заразил своим энтузиазмом.

8

Можно преодолеть трудности на пути превращения наших станков в автоматы*

КАК МЫ ВЗЯЛИСЬ ЗА ДЕЛО

И вот в январе—феврале 196... Да, в январе 1965 года мы, трое токарей, организовали хозрасчетную бригаду и под руководством инженера начали переоборудование станков под цифровое управление, не нару-

самого резания. Некоторые узлы изготовил экспериментальный цех завода. Монтаж всех устройств произвели сами в нерабочее время.

Немало потребовалось труда, чтобы разработать устройства для подачи разнообразных заготовок в станок, механической уборки стружки и обрезков, замены резцов. Применили стружколомающие резцы.

Съемные поворотные многорезцовые головки позволили автоматически через определенное число минут

«ю!

//

шая нормального хода основной своей работы.

Директор завода разрешил авансировать средства на переоборудование станков. (Эти средства за полгода работы потом полностью окупились за счет достигнутой экономии.)

Мы побывали на ВДНХ и подробно ознакомились с переоборудованным (по системе «СВП») под программное управление токарным станком. Убедились: к станку требуется добавить сравнительно немногое, чтобы превратить его в программно-управляемый.

Первоначальные чертежи и некоторые готовые узлы получили с двух ленинградских заводов. Однако этого было недостаточно. Ведь система «СВП» — узлы программного управления, позволяющие автоматизировать обычный токарный станок, — не освобождает рабочего от «машинного ига». Многое пришлось дорабатывать и изменять самим. Помогло наше общественное конструкторское бюро — один из ведущих отрядов «комсомольского прожектора».

Бесконтактные релейные элементы на полупроводниках, микропереключатели и пневмосигнализаторы позволили сделать программное устройство более компактным и надежным.

Была введена система контроля размеров детали в процессе ее обработки, с автоматической подналадкой резца на заданный размер во время

работы сменять резцы, предупреждая их выход из строя

Ввели счстчпк заготовок, обеспечивающий повторение технологии обработки по заданной программе для всех одинаковых деталей в партия.

На первом Лапе автоматизации добились того, что станки самостоятельно, по заданной программе работали часть смены (два-три часа). Затем доля времени самостоятельной работы станков была еще более укрупнена: теперь станки самостоятельно работают уже часть суток — всю ночную смену. А программы, инструменты и заготовки подготавливаем днем, во время дневной работы станков

Программа дается станку в виде перфорированной карты, на которой особым кодом записаны числа, bi ра-жающие размеры передвижения рабочих органов станка. Карта стандартная, от счетной машины: берем бланки карт на нашей машинно-счетной станции.

На деталь каждого наименования составляется своя карта-программа.

Составление программы — дело сложное. Нужно до тонкостей вникнуть в технологию обработки, увязать се с возможностями станка и превратить в ряд цифр. Чтобы постигнуть всю сложность дела, пришлось пройти целый курс наук.

Теперь мы запросто, без технологов составляем карты-программы. На ши станки работают практически круглосуточно, а люди находятся при

Устройство программного управления станками для автоматизации цикла универсальных токарных станков.

исполнительный ОГЛН