Техника - молодёжи 1963-04, страница 26
Вы должны понять, — сказал Кругов, — что никто не стал бы возиться с конструкторской машиной, если бы задача не была такой важной. Получается парадокс: производство мы автоматизируем, а сами чертим по старинке, как при Кулибине. Конструирование становится в промышленности узким местом. Хотя вы, наверно, не имеете об этом ни малейшего понятия. — Да нет, знаете, имею, когда-то сам стоял у доски, — ответил я, — но, признаться, не представляю себе, что же тут можно механизировать. Заточку карандашей? — Нет, нет! Берите глубже. Как обычно идет разработка чертежей? Заметили, сколько здесь механичен ского труда? — В каком смысле? — В прямом. Что такое деталировка? Конструктор, разрабатывающий узел, в процессе работы все равно до мелочей продумывает каждую деталь. Работа деталировщиков — просто оформление его решений. Или контроль? Разве это творческая работа? А на ней мы вынуждены держать высококвалифицированных инженеров. Я хотел сказать, вынуждены были раньше. К столу Кругова подошла девушка. — Лев Владимирович, можно? — Присаживайтесь, Светлана, вы- Записанная в виде уравнений, закодированная мысль, проходя многочисленные блоки машины, превращается в чертеж. НОК П t> О В Е > К И iAMKHYTOOH О&ММА Б А О К ШИФРОВКИ ПАИ УПРАВЛЕНИЯ И J А ЛАЮЩИ к У<Т*ОЙ<ТРА X ПИИ ПАМЯТИ ■ ■■■ * А * К И ОРДИНАТ ДЕТАЛЕЙ mmmm кладывапте, что у вас есть. Это товарищ из журнала, — отрекомендовал он меня. Светлана положила на стол кинематическую схему. Это было загрузочное устройство к шлифовальному станку. — А ну-ка, — обратился ко мне Кругов, — сообразите, сколько времени нужно, чтобы выпустить рабочие чертежи этого узла? — Что ж, попробую, — отозвался я, мобилизовав весь свой опыт. — Тут деталей сорок. На общий вид нужно недели полторы, на деталировку неделю, на контроль дне й пять. Около месяца. — Да, около этого. Добавьте еще копировку и сличку калек. А теперь, Света, когда мы получим чертежи? — Сегодня сделаю. — С деталировкой? — Конечно. Я опешил, хотя в наш век и не принято удивляться. Мы вошли в конструкторский зал. В середине сооружения поблескивал большой плоский экран с миллиметровой сеткой. Света разложила на столике свои схемы, отыскала в записях какой-то номер и набрала его на клавишной доске. Мгновенно на экране появился общий вид шлифовального станка,' очерченный топкими линиями. Дальнейшее напоминало рукояток, изображе-з. Потом сказку Легко касаясь Света сдвинула нне и увеличила его вид стал меняться. Я не сразу понял, что вижу станок в разрезе, причем плоскость разреза медленно перемещается в глубь экрана. Пойман нужный разрез. Светлана вызвала на боковой экранчик несколько нормализованных узлов-за-хватов, перенесла один из них на край основного экрана и в:!яла с пульта карандаш, - укрепленный на проводе. Она коснулась чертежа захвата, и рисунок пополз за карандашом, как привязанный. Без труда Света совместила ось захвата с осью шпинделя и начала наносить кинематическую схему. Линейка ей была не нужна — стоило поставить карандашом две точки и нажать кнопку, как между точками появлялась прямая. Скоро настало время проверить работоспособность схемы. Для этого Свете не пришлось обводить отдельные звенья механизма на кальке и возить ее по доске. Она «толкнула» карандашом нарисованный рычаг, и чертеж ожил. На двух проекциях происходило сложное пространственное движение механизма. Крайнее положение захвата не совпало с заданным. На обычной доске Свете пришлось бы перетереть полчертежа, а тут она быстро сместила одну ось, потом другую, удлинила рычаг, и обработка схемы закончилась. «Скелет» схемы начал одеваться «мясом». Я любовался этой быстрой волшебной работой. Когда доделыва- лись обе проекции детали, Света проверяла законченность изображения, нажимая особую кнопку. В случае упущений раздавался звонок, и Света добавляла виды, разъясняющие формы детали. Она непрерывно набирала на клавишах размеры диаметров и характер посадок. Болты и подшипники возникали на чертеже от одного прикосновения карандаша. Наконец все готово. Перед нами задвигался нарисованный механизм так же, как будет двигаться настоящий, приводимый в движение тем же валом, который Света заставляла «вращаться» с нужной скоростью. Я запросил объяснений. — Суть в том, — ответил Кругов, — что там, — он кивнул на шкафы, — создается математический макет проектируемого механизма, который реагирует на перемещение отдельных звеньев, как настоящий механизм. Помните аналитическую геометрию? Так вот, каждое тело ограничено поверхностями — плоскостями. цилиндрами, сферами. Все их можно записать в виде уравнений. В нашей машине каждая деталь шифруется системой уравнений и рядом условий, определяющих существование поверхностей в определенных границах. Давайте с вами рассмотрим практический пример — сконструируем валик. Подойдите к пульту и возьмите карандаш. НА ПОМОЩЬ МшиН Л Нажмите кнопку «Начало цикла», — продолжал Кругов. — Так. Теперь поставьте где-нибудь на свободном поле две точки. Я дважды прикоснулся карандашом к экрану. — Прекрасно, нажмите на кнопку «Ось». Нажал. Между точками протянулась штрихпунктирная линия. — Пометьте центры на второй проекции оси. Так. Наберите диаметр на клавишах. 28? Чудесно. Укажите посадку. Ходовая? Хорошо. Теперь троньте кнопку «Цилиндр». Ну как? На экране засветился чертеж гладкого валика. — Теперь нужно прикрыть торцы. Снова «Начало цикла». Троньте торец карандашом и нажмите кнопку «Плоскость». Из вас выйдет толк. Второй торец. Так. Теперь «Проверка замкнутости объема». Не гудит? Значит, все в порядке. Мы с вами сейчас задавали машине условия для составления уравнений деталей. Теперь они записаны в одном из бло- |