Техника - молодёжи 1963-04, страница 29

Техника - молодёжи 1963-04, страница 29

Еще далее следует фантастическая картина устройства домов и городов, борьба против вредителей сельского хозяйства, за увеличение жизни и полное уничтожение всего вредоносного.

«Мало-помалу простирает человек свою руку и на воды, и на океаны, и на моря».

Трудно цитировать отдельные места из работ Циолковского. Все его труды, все его мышление, каждая фраза проникнуты глубочайшей верой в технику. Его грандиозная работа по проталкиванию мелочей снаряжения, новых способов передвижения человечества пронизана той же технической мыслью.

В целом ряде писем и ответов многочисленным корреспондентам Циолковский высказывает яркие мысли о значении технического прогресса.

Некоторые пытались видеть в его техническом полете только смелую фантазию и красивую мысль. Но егб полет фантазии далек от дилетантизма. И здесь прав был Я. Перель-ман, когда он писал: «Технические его идеи — плод долгих систематических размышлений, настойчивых изысканий, многократных опытов и пространных математических вычислений». Только путь его работы был особый. Сначала неизбежно идут мысль и фантазия, за ними шествует научный расчет. И уже в конце концов исполнение венчает мысль. Нельзя не быть идее: исполнению предшествует мысль, точному расчету — фантазия. Так характеризовал К. Э. Циолковский этапы своей исследовательской и изобретательской работы.

РОЛЬ УЧЕНОГО

Так, постепенно анализируя отдельные идеи Циолковского, мы подходим к пониманию его мировоззрения и того, каким должен быть истинный ученый. В нескольких своих работах он жестоко критикует отрицательные стороны официального ученого мира и вместе с тем перечисляет черты тех настоящих ученых, которых он хотел бы видеть в своей родной стране.

Наиболее ярким выражением его отношения к ученым является прежде всего статья 1928 года под заголовком «Двигатели прогресса». В этой статье Циолковский удачно классифицирует двигатели прогресса на пять категорий, подвергает оценке каждую из них и борется против недостатков некоторой современной ему интеллигенции и ученого мира. К ним он относит консерватизм, косность и инертность (каменные сердца, привычка — вторая натура), ложь, себялюбие, узкий эгоизм, непонимание общечеловеческого и собственного блага.

Борясь за создание нового типа ученого, Циолковский совершенно определенно подчеркивает и те черты, которыми он должен характеризоваться. Ученый должен быть прежде всего наделен фантазией, ибо, по мнению Константина Эдуардовича, фантазия играет столь же видную роль в науке, как и в искусстве. Фантазия необходима так же, как и кропотливый труд над собранным материалом. Без фантазии научная работа превращается в нагромождение фактов и умозаключений, пустых, худосочных и зачастую бесплодных.

Ш1Ц111Ш IIMIIII 1НШ1Ш1

Ш1ШШМШН1И

INBEIBEE ЗШ&

^■waissm^ i

f щ

Л

Залог движения науки вперед лежит в гармоническом сочетании научной фантазии и научного исследования.

Циолковский вынужден был долго бороться против Официальных представителей науки, не понявших его и его фантазию. И только когда советский строй выработал новый подход к научной работе и научной фантазии, он смог с 1920 года спокойно идти по выработанному пути. Это новое отношение к научной фантазии было блестяще сформулировано В. И. Лениным в следующих словах:

«Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике . она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия — есть качество величайшей ценности...»

Циолковский пытается ответить на вопрос, при каких же условиях можно будет создать новый тип ученого, как улучшить отбор талантливых людей. Еще в своей замечательной брошюре «Горе и гений» в 1916 году он указывает, что существовавшие тогда формы общественной жизни не обеспечивали выдвижение талантов и гениев. Он предлагает новые пути организации человечества, в которых таланты могли бы выдвигаться на более высокие места, предлагает ряд новых принципов организации государства. В работах Циолковского, особенно последних лет, необычайно остро и ярко отражаются идеи создания новых форм общежития.

В коротком изложении я, конечно, не сумел осветить все грани творчества Циолковского. Как сверкающая всеми цветами радуги хрустальная люстра, вырисовываются перед нами его творческий облик, его научное наследие. В долгие годы царского режима мертвыми, безжизненными казались отсветы старого хрусталя — без солнца и света не искрились в радужных переливах его мысли.

Но вот ворвались яркие лучи Октябрьской революции, загорелись новым огнем его творческие порывы, вся гамма цветов и тонов предстала перед нашими глазами, и Циолковский вырос в мощную фигуру борца, сбросившего душившие его оковы и смотрящего вперед. Он говорил:

— Стремитесь к свободе и счастью — без работы их достигнуть нельзя...

— Мы — материя, часть неувядаемой вселенной, и потому так же вечны, как и она.

И он был прав. Его имя в истории науки принадлежит вечности.

Познаиомьтесь, это Циолковский!

Ног да берешь в руки книгу, составляющую одну из многих в большой серии, да еще видишь на ней: «выпуск 344» — невольно думаешь о серийном однообразии, о стандарте.

Но нет... Триста сорок четвертый выпуск серии «Жизнь замечательных людей» опровергает все опасения.

Серия биографий замечательных людей была основана М. Горьким в 1933 году. Сегодня своеобразный юбилей — тридцатилетие серии. Издано много книг. Среди них есть разные по своему уровню, и все же как приятно отметить, что усилиями энтузиастов, людей, влюбленных в свое дело, все вы-

М. Арлазоров, Циолковский. Изд-во «Молодая гвардия», 1962.

ше и выше поднимаются книги, рассказывающие молодежи о тех, «делать жизнь с кого». Об этой серии можно говорить как о большом достижении нашей культуры. И по этой высокой мерке можно мерить биографию первого гражданина вселенной, Циолковского, написанную Михаилом Арлазоровым.

Автор в своей работе показал, что он обладает даром писателя и талантом исследователя. «Автор собрал обширный материал, нашел в архивах не публиковавшиеся ранее документы, встречался с людьми, знавшими К. Э. Циолковского. Эта большая работа позволила нарисовать в полный рост облик мыслителя, отдавшего космосу всю жизнь, ученого с удивительно широким кругом интересов...» Такими словами, предпосланными книге, первый летчик-космонавт Юрий Гагарин характеризует труд Арлазорова.

Действительно, читая книгу, как бы идешь за автором-исследователем по извилистому и трудному пути, который

позволил ему наити 1 много такого из жиз- » Н^ИВС I ни Циолковского, что Ш^г раньше не попадало ни в одну биографию. При этом не утрачено то драгоценное чувство, без которого не может существовать подлинное литературное произведение: творческое «взвешивание» материала, равновесие чувства и мысли.

Арлазорову не надо было стараться быть не похожим на других авторов серии. Подлинное творческое отношение к работе сделало это само собой. Авторская же увлеченность, его искренняя радость при работе над созданием литературного облика великого человека придали книге романтичность.

Вот почему книга М. Арлазорова «Циолковский» с первых дней появления завоевала любовь читателей.

В. ПЕКЕЛИС

25

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Техника молодежи картина дом человечества

Близкие к этой страницы