Техника - молодёжи 1963-04, страница 32

Техника - молодёжи 1963-04, страница 32

АЗБУКА СЧЕТНОЙ ТЕХНИКИ

М. АНАНЬЕВ, директор Научно-исследовательского института экспериментальной хирургической аппаратуры и инструментов, В. ПЕРЕПЕЛКИН, главный химик по полимерам Минздрава СССР

В привычную уличную сутолоку врывается назойливый звук сирены. Перекрыто все движение — мчится машина «Скорой помощи». Это врач спешит к умирающему человеку. Вот он уже склонился над больным, поставил диагноз. Необходимо срочно ввести в кровь больного лекарство. И вдруг — досадная оплошность! — стеклянный шприц падает на пол и... разбивается вдребезги. Хорошо, коли есть запасной, а вдруг врач забыл его в спешке? А если нет больше лекарства? А если нельзя медлить ни секунды? Неужели из-за какого-то пустяка неминуема смерть человека?!

Конечно, случаи, подобные описанному эпизоду, — исключительная редкость. Но представьте, что этот редчайший, пусть даже единственный, случай приключился именно с вами. Трагедия, которой могло не быть, которой не должно быть ни в одном случае! Причем речь-то идет о сущем пустяке — об изготовлении небьющегося шприца. И если бы не было выхода, а то ведь выход есть!

Еще пример. Человек тяжело заболел. В результате закупорки кровеносных сосудов у него перестала поступать кровь к жизненно важным органам. Начинается гангрена. Неужели угроза ампутации неотвратима? Неужели ничем не заменить гангренозный кровеносный сосуд? Оказывается, можно.

В обоих случаях — идет ли речь об усовершенствовании медицинского инструмента, или о протезировании органов — на выручку медицине приходит полимерная химия.

В руках врача шприц — прозрачный, прекрасно выдерживающий высокую температуру, не бьющийся даже под ударом молотка. Он изготовлен из дифлона. Этот материал (поликарбонат) дает возможность не только заменить стекло, но и значительно удешевить производство шприцев. Коренное изменение технологии дает ежегодно 100 тыс. рублей экономии и освобождает более 200 рабочих только на одном предприятии.

(Начало см. в № 1, 2 и 3)

Регистр состоит из цепочки триггеров (рис. 23). Каждый триггер служит для запоминания одного из двух состояний своего разряда: либо 0, либо 1.

импульсы

разряды I восьмерок четберок двоек единиц

© Я 1

к о I Процесс счета становится простым чередованием со-^ о I стояний триггеров. Если до поступления импульса триггер пребывал в состоянии «0», то этим импуль-

|| м_ сом он перебрасывается в состояние «1». Если же

триггер находился в состоянии «1», то следующий импульс переводит его в состояние «О», причем триггеру следующего разряда сообщается импульс.

Существует много типов сумматоров, но все они делятся на две группы: последовательного и параллельного действия. Работа последовательного сумматора напоминает действие движка застежки-«мол-нии» (рис. 24). По двум каналам один за другим спешат в сумматор импульсы. Это двоичные числа, составленные из 0 и 1. Есть единица в разряде — импульс. Ноль в разряде — пауза. Сумматор складывает двоичные числа по знакомой нам таблице сложения. Вот по выходным каналам поступили одновременно 1 и 0. На выходе тотчас же появляется 1. Это сумма: 1+0= 1. Поступили две единицы— на выходе 0. Это тоже сумма: 1 + 1 = 0. Но появилась единица переноса. Ее нужно сложить с цифрами следующего разряда, да так, чтобы поспеть к их приходу в сумматор. Для этого в схеме сумматора (рис. 25) предусмотрен второй выходной канал, специально для переноса. Он соединяется с входом в сумматор через линию задержки, которая может

замедлять стремительный бег @ I | импульса, как шлагбаум на до-

Сумма роге заставляет водителя снижать скорость, принуждая делать объезд (рис. 26). Когда придет пора, единица переноса сумматора поступит со второго канала на вход сумматора и присоединится к следующему разряду.

Элемент задержки

на один такт для

переноса в следующий разряд

(Продолжение следует)

I ЛИНИЯ ЗАДЕРЖИ ИЗМЕНЯЕТ ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СИГНАЛ А^ а п ИМ —

восстановленная 60 ки/час

28