Техника - молодёжи 1963-10, страница 31

Техника - молодёжи 1963-10, страница 31

А. ИВОЛГИН, инженер-полковник

Рис. В. КАРАБУТА

В один из субботних вечеров зашел я к своему давнему другу Долгину. Разговаривая, мы как-то незаметно перешли к воспоминаниям о суровых военных годах. И тут я услышал от Долги на удивительную историю.

— Бывает такое невероятное стечение обстоятельств, — начал Долгин, — что спустя некоторое время начинаешь думать: было это или померещилось? Сон это или явь?

Так вот, нечто подобное произошло со мной в начале сорок второго года.

Однажды вызвал меня к себе начальник штаба генерал Назаренко и дал прочесть тонкий листик служебной телеграммы. В ней корпусной инженер одной из армий сообщал, что гитлеровцы при отходе широко применяют различные взрывные сюрпризы и, в частности, очень опасную ловушку—палочку «Крем для бритья». Попробует неопытный боец ее раскрыть*—взрыв, и человек погибает ни за что...

Прочел я телеграмму, задумался. Конечно, хорошо бы увидеть этот минный сюрприз, расшифровать его устрой* ство, чтобы знать, как его обезвредить, если нельзя уничтожить на месте.

И вот коварная палочка «Крем для бритья» лежит у меня на столе...

Коричнево-кофейного цвета гладкий пластмассовый футлярчик... Какое дьявольское хитросплетение тончайших пружинок, рычажков, детонаторов и чек вызывает взрыв при неосторожной попытке приоткрыть крышечку? Как разгадать секрет?

Футлярчик изучен досконально, но даже сильная лупа не помогла обнаружить какой-либо зацепки; на глянцевитой поверхности нет никаких признаков монтажа: отверстий или креплений. Странно...

Было чертовское искушение ножом вскрыть одну из боковин проклятого футлярчика и посмотреть, что там такое* Но я знал; что это может окончиться бессмысленной смертью, а тайна так и не будет разгадана. Растворить какой-нибудь жидкостью пластмассу? Но лишить взрывной механизм оболочки — это все равно, что открыть крыш* ку, то есть опять взрыв!

Сжимаю виски до головной боли. Слышу, как часы бьют три. Глубокая ночь. От клубов табачного дыма зеленый абажур настольной лампы кажется синеватым, а черная маскировочная штора на окне — сизо-серой. Сделал последнюю затяжку, погасил огонь, поднял штору, раскрыл окно. Тихо... Глубоко вдыхаю свежий морозный воздух... Прилег на диван, перед глазами еще долго стоит продолговатый с округлыми гранями параллелепипед футлярчика...

В эту ночь мне приснился Архимед: он держал в своих руках футлярчик, а римский воин с лицом Гитлера заносил над ним свой меч. Архимед поднялся, размахнулся футляром, ударил Гитлера по лбу, и он замертво упал, а Архимед, приподняв края своей тоги, заплясал и радостно закричал: «Эврика! Эврика!» Проснулся я от того, что все громче и громче повторял: «Эврика! Эврика!»

ТАИНСТВЕННОЕ

ПЯТНО

Фантастический рассказ-быль

Наскоро умывшись, даже не надевая шинели, побежал к начальнику санчасти. Едва переведя дыхание, попросил его:

«Разрешите сделать рентгеноскопию трофейных немецких приборов. По приказанию генерала Назаренко мне нужно ознакомиться с их внутренним устройством».

Военврач приподнял брови над своим пенсне и, не вникая в детали, добродушно ответил:

«Раз это нужно, раз это важно — пожалуйста, пожалуйста!»

И вот я в рентгенкабинете. Когда пожилой рентгенолог узнал, чтб я хочу просветить, то поежился и опасливо проговорил:

«Я в этом деле не разбираюсь, включу экран, а вы уж смотрите сами...»

Я ввел свой смертоносный футляр за экран, и сразу же возникли очертания сердцевины взрывной ловушки. Как ее ни поворачивал — только аккуратно уложенные «кирпичики»... Взрывного механизма нет! Значит, мои смутные догадки подтверждаются?

Не выключая экрана, начал медленно открывать крышку футлярчика. Если взрыв будет... Но его не должно быть... То он должен произойти вот сейчас... Пальцы на мгновение замерли. Еще раз асе продумать и взвесить: гладкая поверхность футлярчика, внутри нет никакого механизма... Но ведь кто-то утверждает: откроешь крышку —- взрыв! Черт возьми! Но ведь это бессмыслица! Конечно, ошибка! Взрыва не должно быть! И-и-и... Раз!..

...Все на своих местах; слышно только тонкое потрескивание аппарата, очень громкое тиканье часов да посапыва-иие прикорнувшего в углу рентгенолога.

Я вытер вспотевший лоб. Крышка открыта. Поднес к носу открытый футлярчик. Остро запахло хлором* И сразу все понял: нарочный вместо «сюрприза» доставил нам обычный индивидуальный коробок немецкого солдата с хлорной известью для обеззараживания.

Во всяком случае, думал я, если и не найден способ обез вреживать этот «сюрприз», то по крайней мере теперь можно его распознать.

И тут меня осенило: а что, если «просветить» трофейную ручную гранату типа «бутылке»? Ведь ее гитлеровцы тоже приспосабливали для взрывных ловушек. Трудно было устоять от соблазна поглядеть, как выглядит изнутри ее взрывной механизм в смонтированном виде.

Экран мерцал серебристо-зеленоватым светом. Осторожно ввел гранату за экран. С изумительной четкостью обрисовалась «начинка» и в центре —~ цилиндрическая шашка мелинита, дробящая стальной корпус на смертоносные осколки, Рука у меня твердая, и «тень» стояла на экране неподвижно, пока я медленно поворачивал гранату вокруг оси.

26

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Сизо 3
  2. Крепление для абажура

Близкие к этой страницы