Техника - молодёжи 1964-11, страница 30

Техника - молодёжи 1964-11, страница 30

Борис ЛЯПУНОВ

Н. А. РЫНИН И ЕГО „МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СООБЩЕНИЯ"

В 1928—1932 годах космонавтика начинала выходить из колыбели. Идея космического полета постепенно становилась достоянием широхнх читательских кругов.

Яков Исидорович Перельман, автор ряда книг из цикла «занимательных наук», еще в 1915 году выпустил «Межпланетные путешествия» — первый в крре популярный труд о будущем штурме неба. Небезынтересно, что «Путешествия» выдержали 10 изданий! Они непрерывно перерабатывались, дополнялись и расходились с неизменным успехом. «Несравненным популяризатором» назвал Перельмаиа Циолковский. В последующие годы интерес к космической теме стремительно рос. Статьи о ней печатают самые разные газеты и журналы, для самых разных читателей. Появляются исследования и за рубежом.

И вот профессор Николай Алексеевич Рынин, преподаватель Ленинградского института инженеров путей сообщения, автор многих книг по начертательной геометрии и воздушным сообщениям, берется за новое дело. Он решает проследить, как развивалась идея полетов в небо с древнейших времен до наших дней.

Годы уходят на подготовительную работу. Николай Алексеевич скрупулезно собирает все. Собирает мифы, сказки, легенды, предания — то, что сохранилось в памяти человеческой. Любые, даже самые беглые н, казалось бы, незначительные упоминания находят свое место, ибо говорят об извечном стремлении людей ввысь, в Большой мир, который не ограничен рамками собственной планеты.

Затем Николай Алексеевич погружается в огромный литературный океан фантастики, где уже пробует серьезно заявлять о себе наука, как бы обретая вторую жизнь. Снова становится всемирно известным роман Жюля Верна «Из пушки на Луну». Рынин проверяет его, анализирует, делает вывод — жюль-вернов-ская колумбиада, увы, неосуществима. Неосуществим уэллсовский кэворит — вещество, защищающее от тяготения; неосуществимы и многие другие остроумнейшие способы межпланетных сообщений, пока на горизонте не появляется ракета. Так подведен итог раннему периоду исканий.-Рынин сводит собранное в два выпуска: «Мечты, легенды и первые фантазии» и «Космические корабли

в фантазиях романистов». А потом выходит и вся серия: девять томов «Межпланетных сообщений».

Каждое произведение, попавшее на страницы выпуска, разобрано детально: устройство корабля, его особенности, описание полета. Воспроизведены оригинальные иллюстрации, сопровождавшие роман. Там, где их не хватало, Николай " Алексеевич сопровождает своими заключениями те или иные идеи, делает свои эскизы и чертежи. Мир космических путешествий... Насколько он велик, дают представление хотя бы такие цифры. Около 700 фантастических произведений было написано к 30-м годам. Работу должна завершить библиография. Но до окончания еще далеко. Рынин приступает к следующим выпускам. Фантасты ведь не только придумывали межпланетные корабли н всевозможные приключения на других планетах. Их привлекала и возможность установить связь с соседями по небу. А может быть, можно вмешаться и в жизнь небесных светил, изменить движение Земли, других планет, создать новые планеты? И снова Рынин привлекает обширнейший литературный материал, приводит его в строгую систему. Так рождается выпуск «Лучистая энергия» с подзаголовком «В фантазиях романистов и проектах ученых», с Землей и Солнцем на обложке.

Конец. 20-х годов был ознаменован новыми событиями, много значившими для будущего покорения космоса. Циолковский выпустил книгу «Космические ракетные поезда», заложившую теоретический фундамент составной ракеты. Все чаще и чаще газеты и журналы пишут о предстоящих полетах в неведомый космос. В 1927 году открыта в Москве первая мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов. И тут же появляется очередной выпуск серии — это «Ракеты», ракеты с древнейших времен до 20-х годов XX века. Опять собран и обработай гигантский материал. Диапазон необычайно широкий: летопись войн, где получала боевое крещение ракета, и историко-техннческие документы, литературные свидетельства и патенты, научные труды и газетные заметки. Специальный раздел отведен Кибальчичу: это Рынин еще в 1918 году, сразу же после того, как ставший затем реликвией проект «воздухоплавательного прибора» был извлечен из архивов царской охранки, опубликовал в журнале «Былое» комментарии к нему. Цандер прислал Рынину письмо и автобиографию. Они помещены в особом разделе. Кстати сказать, Николай Алексеевич поместил в энциклопедии биографию Кондратюка и справку о его знаменитом исследовании «Завоевание межпланетных пространств». В со

чинении Рынина можно прочесть о всех пионерах космонавтики.

Конечно, среди них особое место занимает Циолковский. Он представлен отдельным выпуском — «К. Э. Циолковский. Его жизнь, работы и ракеты». Константин Эдуардович даже написал для энциклопедии автобиографию.

Рынин сделал обзор всех главнейших работ ученого-мечтателя. Для своего времени это была цервая и наиболее полная книга о творческом пути основоположника космонавтики. Уже создавались теоретические основы космического полета. Вслед за Циолковским за рубежом выпускали свои труды другие ученые. Рынин знакомит читателей и с ними в выпуске «Теория космического полета», а в выпуске «Теория реактивного движения» излагает механику ракетного полета, опять обращается к ее творцу — Циолковскому.

Ракете предназначался прорыв в космос, но для нее находятся и чисто земные дела — покорение высоких слоев атмосферы. Об втом рассказывал выпуск «Суперавиация и суперартиллерия».

В заключение Рынин обращается к астрономии и небесной механике. «Астронавигация» — последний выпуск энциклопедии. Там же летопись, библиография, хроника событий — развитие идеи, теории и техники межпланетного полета. В рукописи, названной «Завоевание неба», более тысячи страниц. Читая ее, снова и снова удивляешься энергии и работоспособности втого человека. Он привлек массу нового материала, и еще полнее обрисовался путь из прошлого через настоящее в будущее — путь в космос. Рукопись «Завоевание неба» помечена 1936 годом, но работа над ней, как видно из текста, продолжалась до 1942 года. В 1942 году автор умер, н рукопись осталась неизданной.

Профессор Николай Рынин сделал большое и доброе дело. Недаром с таким уважением относился к его труду К. Э. Циолковский.

И мы, свидетели больших успехов в освоении космоса, должны вспомнить втого человека и его поистине титанический труд.

Рынин Н. А., Межпланетный век сообщения. В 3 томах, 9 выпусках. Л., 1928—1932.

Выпуск 1. Мечты, легенды и первые фантазии. Выпуск 2. Космические корабли в фантазиях романистов. В ы-п у с к 3. Лучистая энергия в фантазиях романистов и проектах ученых. В ы -пуск 4. Ракеты и двигатели прямой реакции. Выпуск 5, Теория реактивного движения. Выпуск в. Суперавиация и суперартиллерия. В ы п у о к 7. Циолковский. Его жизнь, работы И ракеты. Выпуск 8. Теория космического полета. Выпуск 9. Астронавигация. Летопись и библиография.

Михаил АРЛАЗОРОВ

«ЭВРИКА»

разных изданий — разная жизнь. ^ Биография газеты скоротечна. Свежий номер живет лишь сутки, уступая место младшему собрату. Чуть дольше жизнь журнала. Тут уже счет идет на месяцы. И только книга мерно и неторопливо живет годы.

Искусство продлить жизнь газетной или журнальной статьи, умение перевести ее в бо,лее долголетний книжный

ранг и характеризует работу составителей сборника «Эврика».

Как будто бы это просто — собрать к слить воедино уже опубликованные статьи, очерки и заметки. Однако тот, кто так думает, глубоко ошибается. Даже жестокого отбора, когда остается лишь лучшее, еще недостаточно, чтобы это лучшее превратилось в книгу. Система соединения пестрого калейдоскопа интересных материалов стала первой задачей на пути перевоплощения разрозненных очерков и статей в книгу. Ни хронологический принцип, ни подбор материалов по единству или родству темы не удовлетво

рили составителей. Они решили разделить сборник на три большие части: ИДЕИ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ. Так появился каркас, композиция, позволившая «Эврике» одновременно с четкой системой построения сохранить свое подкупаю-ще широкое разнообразие.

Заметим, «Эврика» не первая попытка выпуска сборников лучших работ популяризаторов науки И техники. Но и встав в ряд с лучшими сборниками научно-популярных произведений, «Эврика» кое в чем превосходит их. Это превосходство во многом обусловлено лаконичностью, делающей сборник одной из разно-

26