Техника - молодёжи 1965-01, страница 11

Техника - молодёжи 1965-01, страница 11

стихи

Владислав НАЙДЕНОВ,

г. Кромы

КОСТРЫ

Не знаю, чем мы хуже предков, Но старики нас хвалят редко. И то с ухмылкой старожилов. Мол, что теперь... Вот раньше было... Как будто нынче мой ровесник Забыл мотив походной песни И по-за гривами дорог, Обняв костер, не падал с ног... Я ведь и сам где только не был, Спал вместе с ним, укрывшись небом. А по утрам под стон сльхи Кайлом по льду писал стихи О том, что снова будем греться, Пока костер всю тьму не стер, О том, что, может, вместо сердца В моей груди гудит костер, О том, что даже ветер жгучий Не смог задуть наш дерзкий чуб... Мы, молодые, вьюги вьючим, Но нам и бури по плечу! Да, я горжусь, что славно пожил! А там какой-то юный маг У ног любимой звезды сложит И бросит нам примерно так: «Не знаю, чем мы хуже предков, Но старики нас хвалят редко. И то

с ухмылкой старожилов. Мол, что теперь... Вот раньше было... Как будто нынче мой ровесник...» Ну, словом, он ворвется с песней. И мне, охрипшему в дыму, Придется уступить ему.

А. КУНИЦЫН,

г. Челябинск

ПРИРОДА

Ей течь надоело лавами, В эпохи камнем врастать. Природа училась плавать, Училась ходить И летать.

Рыбы ползли на скалы. Свивались драконы в кольцо. Природа творила, Искала

В муках свое лицо.

Бушуют прелюдии Баха, Все ярче сияние глаз. Природа из мглы, из праха Подняться сумела до нас.

А. ЛИВАНОВ, инженер

В кабеле с заземленными концами — переменный ток. Его электромагнитное поле возбуждает в рудных телах вихревые токи. Они, в свою очередь, рождают вторичное магнитное поле. А чуткие приборы следят за ним.

Разумеется, подобную работу может облегчить очень мощный источник переменного тока. Молния? Конечно, молния.

В грозовом разряде необычайно широкий спектр электромагнитных волн: от сотни до миллионов колебаний в секунду. Подобное непостоянство удручает радистов. Молния может создать помехи на любой волне, но для геофизиков это не беда.

Они застч ьили молнию смотреть сквозь землю. Молнией вооружили аэрогеолога. Точно гигантский радиопередатчик, ее волны пронизывают земную толщу, а приемники радиоволн тут же сигнализируют геологу: «Внимание, руда!» И «силуэт» месторождения обрисовывается полностью, в натуральную величину. А ведь уточнение его размеров обычным, «пешеходным» способом потребовало бы свыше десятка лет!

В наше время огромный масштаб поисковых работ стал несовместимым с пешеходной скоростью. Скорость автомашины тоже не спасает.

Земля просвечивается радиоволнами с тысячеметровых высот на скорости около тысячи километров в час. Но сочетание «самолет плюс молния», помимо скорости, открыло и новые возможности. Их были лишены обычные самолетные генераторы и приемники радиоволн. Аэрогеологи, естественно, старались подниматься выше, чтобы расширить угол зрения, а значит, и размер изучаемой области. Но вот беда — чем выше поднимается самолет, тем больше слабеет отраженный сигнал, улавливаемый бортовой аппаратурой. Надо увеличивать чувствительность приемников. Но тогда для разведки больших глубин самолету пришлось бы транспортировать антенну размерами... с телевизионную башню.

Инженеры находили много остро-

гпазалш

Молния... Гроза...

Много их проходит по нашей планете. Антенны Москвы ловят отзвуки гроз далекой Америки, радиоприемникам австралийцев мешают разряды далекого Шпицбергена.

Молния поистине вездесуща. И почему бы ей не послужить науке?

Молодой новосибирский ученый Игнатьев «запряг» молнию в работу — сделал ее спутником геолога.

РУДУ уже давно ищут с помощью электромагнитных волн.

Рис. С. Наумова

умных, но далеко не радикальных решений. Предлагали, например, спустить генератор на землю, а вдоль исследуемого разреза по трассе проложить кабель. Но легко ли тянуть его в горах, на трясинах? И самолету приходилось работать «по струнке», на минимальных скоростях и дистанциях.

Да, здесь может помочь только молния!

Молния вездесуща. Подходящий сигнал для работы самолета-геолога всегда можно найти в атмосфере. Правда, аэрогеолог в каждом отдельном случае должен быть разборчивым в выборе «инструмента» — ведь о широчайшем выборе частот молнии (от которого так страдают радисты) мы уже говорили. Но это уже чисто практическая деталь.

Одним словом, молнии-аэрорагжед-чику можно предсказать блестящее будущее.

7