Техника - молодёжи 1965-01, страница 16

Техника - молодёжи 1965-01, страница 16

МЫ НАЧИНАЕМ ПЕЧАТАТЬ «АНТОЛОГИЮ ТАИНСТВЕННЫХ СЛУЧАЕВ», ЛЮБОПЫТНЫЕ, ДО СИХ ПОР НЕ РАЗГАДАННЫЕ ИСТОРИИ, КОТОРЫЕ, ВИДИМО, ЕЩЕ ДОЛГО БУДУТ ПРЕДМЕТОМ НАУЧНЫХ СПОРОВ. 06 ЭТОМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ, В ЧАСТНОСТИ. и ВЫХОД В АНГЛИИ КНИГИ ФР. ЭДВАРДСА «СТРАННЕЕ ВСЕГО», ГЛАВКУ ИЗ КОТОРОЙ МЫ ПУБЛИ КУЕМ С НАУЧНЫМИ КОММЕНТАРИЯМИ.

МЫ ОБРАЩАЕМСЯ К ЧИТАТЕЛЯМ С ПРОСЬБОЙ ВЫСКАЗЫВАТЬ СВОИ СООБРАЖЕНИЯ ПО ПОДНИМАЕМЫМ В АНТОЛОГИИ ВОПРОСАМ.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ НА ОСТРОВЕ СВЯТОЙ ЕЛЕНЫ

_ fa. шк- ■ |

D 1958 году группа ученых во главе с доктором Дж. М. А. Лени-таном, руководителем радиоспектроскопической лаборатории в Глазго (Англия), подвергла анализу волосы, отрезай и ые якобы от шевелюры Наполеона сразу же после его смерти. Используя радиоактивациониый метод, исследователи установили, что образец содержал 0,001038% мышьяка. Это в 13 раз больше того нормального количества мышьяка, которое обычно содержится в волосах человека. Правда, было неясно одно: единовременно была введена в организм большая доза мышьяка или же человеку давали яд понемногу?

В 1961 году один швейцарский фабрикант заявил, что у него хранится старая фамильная ценность — пучок волос, состриженных личным парикмахером Наполеона с головы усопшего императора. Эта процедура была проделана на Следующую же ночь после кончины знаменитого пленника Святой Елены для того, чтобы скульптору легче было снять с лица трупа посмертную маску и чтобы раздать друзьям Наполеона волосы в качестве сувенира* Среди волос один оказался длинои 13 см — гораздо длиннее, чем в исследованных образцах. Значит, он рос около года (средняя скорость роста волос обычно 0,35 мм в сутки). Таким образом, в рунах ученых появилась возможность проследить» как вводился мышьяк обладателю волос на протяжении целого года, вплоть до самой смерти. Волос был в течение 24 часов облучен пучком нейтронов в ядерном реакторе лаборатории Ха-рузлл (Англия). Затем кусочки волоса исследовались на содержание As • — радиоизотопа, который образовался из обычного мышьяка, содержавшегося в волосе, при обстреле его нейтронами. Измеряя интенсивность наведенного излучения, ученые точно определили концентрацию A s • и его распределение по длине волоса. Приборы бесстрастно засвидетельствовали; мышьяк вводился внутрь большими дозами, особенно в течение последних 4 месяцев. Проверив свидетельства очевидцев, описывающих агонию страдальца, ученые убедились в том, что симптомы отравле ния мышьяком налицо.

Итак, человек, умерший 5 мая 1821 года на острове Святой Елены, был отравлен мышьяком. Но был ли зто Наполеон?

ДВОЙНИК

Франсуа Эжен Робо родился в 1771 году в селении Балейкур, департамент Мезы.

Он так был похож на «маленького капрала» лицом и сложением, что товарищи-солдаты прозвали его «Императором». Наполеон не мог не узнать о своем двойнике. И вот рядовой Робо вскоре очутился в личной свите императора.

После знаменитых Ста дней Англия решила упрятать пленника, на этот раз пона-дежнее, чтобы бежать ему было невозможно. Сосланный на уединенный, выжженный солнцем остров Святой Елены, Наполеон все 6 лет заточения ни на минуту не оставался без присмотра.

Тем временем его двойник Франсуа Робо вернулся к привычной для него жизни балейкурского крестьянина. Ему было и невдомек, что французский министр полиции отправил в Балейкур специального агента — инспектора Ледрю, дабы следить за каждым движением Робо.

...Что ж, Наполеон потерял свободу. Но у него еще оставалось немало друзей. И у друзей было немало денег. А разве золотой ключик не отпирает любые клетки?

Давайте проследим теперь интересную цепочку событий. Ее звенья на первый взгляд не связаны между собою ничем, кроме разве что чисто хронологической последовательности.

В 1818 году генерал Гурго передал свою комендатуру на Святой Елене генералу Бертрану. Перебравшись в Париж, он зажил там мирно и незаметно. Гурго встречался главным образом со старыми однополчанами. Известно, что среди товарищей по оружию у него было несколько влиятельных лиц, располагавших большими средствами и связанных с Наполеоном давней дружбой.

Месяца через два по прибытии в Париж бывшего коменданта острова Святой Елены к селению Балейкур подкатила роскошная карета. Кучер спросил, как найти Франсуа Робо. Соседи направили его к скромному домику. Они не смогли рассмотреть, кто сидит в карете. Позже прохожие вспоминали, что видели коляску, стоявшую в некотором отдалении от дорожки, ведущей к домику Робо. Правда, было темно. Поселяне же, которым попадался на пути странный экипаж, невиданный для здешних мест, знали по опыту: лучше не затевать лишних расспросов, чтобы не попасть в беду.

Прошло с месяц после эпизода с каретой. Робо и его сестра продолжали заниматься своими обычными делами. Карета? О, это всего-навсего какой-то врач, изъявивший желание купить у Робо кролика. Да-да, в подарок своему другу. Больше ничего.

И вот однажды утром, это случилось осенью 1818 года, кто-то из соседей, идя на работу, заметил, что дверь в доме у Робо распахнута настежь. Лил дождь, ветер задувал потоки воды в прихожую. Странно, неужели Франсуа до сих пор в постели? Подойдя к дому, сосед заглянул внутрь. Очаг без огня? Совсем странно! Не случилось ли чего с Франсуа и его сестрой? Он окликнул хозяев. Ответа не последовало. Ни Франсуа Робо, ни его сестры никто больше не видел в Балейкуре.

Года два спустя сестру встретили в Париже двое балейкурских торговцев. Та их якобы не узнала. Купцы заявили о своих подозрениях властям. Инспектора Ледрю снова отправили выслеживать Франсуа Робо. Однако Робо и след простыл. Зато сестру его Ледрю нашел: она благополучно поселилась в Туре. Ею, видите ли, увлекся один врач. Он щедро оплачивает ее счета, вы понимаете? О да, Ледрю все понял. Между тем мозг у него начал наполняться вопросительными знаками.

Разумеется, «дружба» между врачом и простой крестьянкой из Балейкура не так уж и невозможна. В конце концов о вкусах не спорят. Но, насколько могли установить Ледрю и его люди, девица Робо никогда даже в глаза не видела богатого

медика, заявлявшего о своей влюбленности в нее! Их связь была чисто денежной, да и то на расстоянии — по почте.

Утомленный многонедельной бесполезной слежкой, бедный инспектор решил объясниться начистоту: «Где ваш брат Франсуа?» Мадемуазель Робо мило улыбнулась: «Уехал. Стал моряком и отправился в дальнее плавание». На каком корабле? Она не знала. Когда? Довольно давно. Куда? Когда вернется? Она не имела понятия.

Обескураженный Ледрю ушел ни с чем. Домик в Балейкуре стоял пустой, с заколоченными окнами. Генерал Гурго по-прежнему вел светскую жизнь в Париже. Девица Робо беззаботно жила в Туре (на чей счет — неизвестно). А двойник Наполеона исчез! Тогда правительство потихоньку проверило, как обстоят дела у нового коменданта Святой Елены генерала Бертрана. Вроде бы все в порядке: знаменитый узник все еще находился там. Действительно, где же еще ему быть?

СЛОВО - РАДИОХИМИКАМ

Различие между лечебной и смертельной дозами мышьяка

можно установить путем исследования волос радиоактиеацион-ным методом. Для этого волосы облучают в ядерном реакторе. Скопившиеся в них химические элементы обретают радиоактивность, по величине которой можно с огромной точностью судить о количестве того или иного элемента. Интересно, что графики, составленные по результатам радиоактивационн ого анализа для волос одного и того же человека, почти неразличимы, хотя волосы взяты из разных мест шевелюры (II). В то же время подобные графики для разных людей, даже для волос, взятых из одного и того же места шевелюры, резко различаются своей неповторимой индивидуальностью (I).