Техника - молодёжи 1965-01, страница 18

Техника - молодёжи 1965-01, страница 18

Перед походом в Россию (1811 г.).

W

Пожар Москвы (21 сентября 1812 г.).

Отступление из России (6 октября 1812 г.).

Поражение под Лейпцигом (7 октября 1813 г.).

Отречение в Фонтенбло (4 апреля 1814 г.).

до

Остров Святой Елены (после 1816 г.).

Вот как менялась подпись Наполеона в разные годы его жизни. И если самая нижняя подпись действительно резко отличается от верхней, то она весьма похожа на предпоследнюю.

А мог ли «грубоватый и неотесанный» фермер заниматься интенсивным литературным творчеством? На острове Святой Елены Наполеон написал историю почти всех своих военных кампаний, автобиографические очерки о пребывании на Эльбе, о Ста днях, о сражении при Ватерлоо, монографии по отдельным военным проблемам, подверг анализу войны Цезаря, Тюренна и Фридриха Прусского, оставил чисто литературные заметки (в частности, о драме Вольтера «Магомет» и второй книге «Энеиды»

Вергилия). Эта литературная деятельность продолжалась и после описываемой «подмены» Наполеона его «двойником». Свои сочинения Наполеон диктовал до 1818 года графам Jlac-Казу и де Монтолону. А с 1818 по 1820 год включительно (после отъезда Лас-Каза) — графу де Монтолону, о чем последний вспоминал в своих мемуарах. (Charles de Montolon, Recjls de la captivite de Pempereur Napoleon a Ste-Helene, 1846.) А мог ли простой фермер создать проект. переустройства Национальной гвардии? Граф де Монтолон сообщает, что в четыре часа утра 21 апреля 1820 года Наполеон вдруг начал ему диктовать этот проект (Charles de Montolon, Мё-moires pour servir a l'histoire de France sous Napoleon ecrits a Ste-Helene sons sa dictee, Paris, 1822—1825).

Согласно новой версии, врачи, лечившие Наполеона, выказывали мало почтения своему высокому пациенту. Так ли это?

Доктор Антомарки, приехавший на остров осенью 1819 года (через год после исчезновения Робо из Балейкура), писал: «Я еше не усвоил этикет, хотя стараюсь уловить его и принять тон, который окружает императора. Никто из нас не видит его без доклада; мы стоим молчаливые в ожидании, без шляп, мы не позволяем себе приблизиться, надеть шляпу или заговорить без приглашения, нарушая это правило разве только в том случае, когда идет общий разговор». (В. В. Филатов, статья в сб. «Отечественная война и русское общество», изд. И. Д. Сытина, 1912, т. 6.)

Рак был наследственным недугом в роду Бонапартов. От него в возрасте 40 лет умер отец Наполеона Карло Бонапарте. Наполеон знал об этом. Знал и то, чем страдает он сам Вначале больной пытался ободрять окружавших шутками: «Рак — это Ватерлоо, вошедшее внутрь». Однако к концу 1820 года болезнь стала прогрессировать. В настроении обреченного наступили заметные перемены. «Он начинал фразу и не кончал ее, впадая в глубокое раздумье. Он стал молчалив». (Е. Т а р л е, Наполеон. М., Госполитиздат, 1942.) Но это случилось всего лишь за полгода до его смерти! Между тем разительные изменения в характере Наполеона, связанные с его «подменой», бросились бы в глаза окружающим на два года раньше — в 1818 году, когда Робо прибыл на остров Святой Елены.

Вокруг острова постоянно крейсировали английские военные суда, #чтобы исключить всякую попытку узника к бегству. Власть на острове принадлежала не французу-коменданту Бертрану, а англичанину-губернатору Гудзону Лоу, одержимому лютой ненавистью к своему пленнику. Лоу окружил селение Лонгвуд, где жил Наполеон, сплошной

пепью часовых. Те останавливали и опрашивали всех входящих и выходящих. Губернатор приказал даже окопать дом изгнанника рвами. Постоянно сам Лоу или его офицеры бродили около дома, чтобы каждый день видеть Наполеона. По рассказу врача О'Меара, «однажды вскоре после своего приезда Гудзон Лоу обходил сад императора и вдруг увидел, что ветви одного дерева протянулись над рвом. Губернатор даже изменился в лице, немедленно послал за садовником и приказал ему тотчас же срубить это дерево...» (В. В. Ф и-л а т о в См. выше.)

Даже сам Наполеон отвергал все мысли о бегстве из-под такой охраны. «Проектов побега и освобождения императора было много, но, в сущности, ни к одному из них сам заключенный серьезно не относился» (там же).

И уж если «золотой кйючик» был в состоянии отпереть «клетку Святой Елены», то почему Наполеон не прибегнул к подкупу, чтобы осуществить куда более простую задачу — проникнуть в Шенбруннский дворец? Тем более что смерть Наполеона к тому времени уже стала достоянием всеобщей гласности и все можно было сохранить в строжайшей тайне.

Далее. Часть кишечника Наполеона могла быть «продырявлена» не штыком и не пулей, а язвами или просто скальпелем — чисто случайно, при анатомировании человека, умершего на о. Святой Елены. Если же это кишечник человека, убитого в саду Шенбруннского дворца, то мог ли он попасть к англичанам, если, как утверждают сами авторы, тело неизвестного было передано жене Наполеона Марии-Луизе, не допустившей его анатомирования, а тем более передачи останков в руки коллекционеров?

Что касается отклонений в наполеоновском почерке, то их действительно можно объяснить глубокими изменениями морального и физического состояния человека, превратившегося из победоносного императора в беспомощного узника.

В 1895 году в литературном приложении к газете «Фигаро» была опубликована статья Филиппа Бертло, анализировавшего автографы Наполеона (В. С у-х о м л и н о в, ,Сб. статей по 1896 год. Спб„ 1896). Автор констатировал, что эти подписи сильно различаются в зависимости от душевного состояния Наполеона. Подпись же периода пребывания на острове Святой Елены по своим основным графическим признакам совпадает с подписью под актом отречения, что видно из приведенных репродукций.

Новая версия о смерти Наполеона противоречит свидетельствам историков и вызывает серьезные сомнения.

Э. НАТАНСОН

ПОСЛЕДНИЕ СООБЩЕНИЯ. 31 октября 1964 года «Комсомольская правда» под рубрикой «У нас в гостях журнал «Техника — молодежи» поместила короткую выдержку из публикуемого сегодня перевода «Двойник Наполеона?». Вскоре после этого появились следующие сообщения:

17 ноября. «ИЗВЕСТИЯ»: Ученые полагают, что Наполеон был отравлен графом Монтолоном, который по завещанию Наполеона получил большое состояние.

20 ноября. БЕРЛИНСКАЯ «ДЕР МОРГЕН»: Видные историки, профессора Сор-боннского университета, утверждают: во-первых, вовсе не доказано, что подвергнутые исследованию волосы принадлежат Наполеону; во-вторых, мышьяк мог попасть в них из составов, применявшихся в те времена для консервации.

22 ноября. ПАРИЖСКИЙ КОРРЕСПОНДЕНТ АПН Г. ДАДЬЯНЦ: Английский токсиколог доктор Смит, принимавший участие в анализе волос Наполеона, потребовал, чтобы прах императора был извлечен из гробницы в Доме инвалидов и подвергнут токсикологической экспертизе.

14