Техника - молодёжи 1965-01, страница 39этюд В ПРАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ I С своей турнирной практике мне довелось наблюдать немало интересных партий, где в процессе шахматной борьбы возникали подлинно этюдные окончания Одно из таких любопытных окончаний недавно встретилось у меня в игре с канадским мастером Вранешичем на межзональном турнире в Амстердаме в июне прошлого года. Напряженное соревнование подходило к концу, и спортивная обстановка накалялась с каждым туром. На первый взгляд эндшпиль не вызывал особых волнений. Черные: В. СМЫСЛОВ (СССР) Белые: 3. ВРАНЕШИЧ (Канада) Преимущество черных очевидно Они могут атаковать конем одинокую пешку противника на ферзевом фланге. Последовало: 1. ... КсЗ—Ь5 2. аЗ— а4 КЬ5—сЗ 3. а4—а5! Ь6 : а5 4. Cg3—ei КсЗ—Ь5 5 Cel : а5 Kb5—d4+. Перевод коня на поле сб будет способствовать быстрейшему продвижению проходной пешки. Это продолжение, несомненно, сильнее, чем 5. ... Кр : е5. €. Kpf3—е4 Kd4—сб 7. Са5—сЗ а?—а5 8 h2—h3 а5—а4 9. СсЗ—Ь2 Кеб—Ь4 10. СЬ2—сЗ КЬ4—d5 11. СсЗ—Ь2 g7—g5. Этот решительный маневр стабилизирует позицию и значительно ограничивает белых в выборе ответных ходов. Плохо теперь 12. Сс1 из-за 12. ... Kf4 13. h4 Ке2 14. С: g5 аЗ, и черная пешка неудержимо проходит в ферзи. Вранешич находит лучший ответ: 12. СЬ2—а31 Kd5—сЗ+ 13. Кре4—d3 КсЗ—Ь5 14. СаЗ—cl а4—аЗ 15. Kpd3— с4? Решающий промах. Больше шансов на спасение оставляло 15. Крс2 Ь6 (или 15. ... Kd4+ 16. Kpbl Kf3 17.Kpa2) 16. СеЗ! Кр:е5 17. Сс5, и слон белых становится активным. 15. ... аЗ— а2 16. Ccl—Ь2 КЬ5—с7 17. Крс4—ЬЗ Кс7—d5 18. КрЬЗ : а2 Kd5—f4 19 Кра2—ЬЗ Креб—d5. abode ^ h Здесь партия была отложена и подверглась тщательному изучению. Как показал анализ, на доске возникла замечательная этюдная позиция! Черные выигрывают во всех вариантах. Решение поражает богатством идейного содержания. скрытым в простом, казалось бы, положении. 20. е5—еб ... Записанный ход. Не спасает 20. Крс2 К: ИЗ 21 Сс1 Ь6! 22. СеЗ (иначе Kf2 и К: g4) 22. ... Kf4 23. еб К : еб 24. Kpd3 Kf4+ 25. Kpd2 Kg6 с последующим завоеванием пешки g4. 20. ... Kpd5: еб 21. Cb2—cl ... Вранешич избирает хитрый план защиты, ставя по пути коварную ловушку. Не помогало 21. Крс4 ввиду 21. ... К: ЬЗ 22. Cd4 Kf4 23. Cg7 Kg6 24. Kpd4 Kpf7 25. Ch6 Kpf6 26. Kpe4 Ke5 27. Cg7+ Kp:g7 28. Kp: e5 Kpg6 29. Kpe4 Ь5, и пешечный эндшпиль легко выигрывается. 21. .. Креб—е5! Единственный ход. Нельзя отвечать 21. ... К: ЬЗ 22. КрсЗ! Ь6 (или 22. ... Kf4 23. Kpd2 Kg6 24. Кре2) 23. СеЗ, и белые успешно защищаются. Например, 23. ... Kf4 24. C:f4 gf 25. Kpd4 Kpf6 26. Kpe4 Kpg5 27. Kpf3. Или 23. ... Kpd5 24. Cd4, и слон проникает на g7. 22. КрЬЗ—с2 Кре5—е4 23. Крс2—dl ... Игра белых выглядит странной. Ведь теперь последует 23. ... Kpf3, и черный король уничтожит неприятельские пешки. Именно на этот «естественный» ответ рассчитывал Вранешич. Путем 24. h4! gh 25. С : f4 Кр : f4 26. Кре2 Kpg3 27. Kpfl белые форсировали бы ничью. Невольно вспоминается старый афоризм: «Остерегайтесь делать очевидные ходы». 23. ... Kf4—ЬЗ! Благополучно обходя подводный камень. Белые сдались ввиду варианта: 24. Кре2 Kf4+ 25. Kpf2 Kd3+, и теряется слон. Поучительный финал! Василий СМЫСЛОВ, гроссмейстер, экс-чемпион мира Решение задачи, помещенной в № 11 1964 г.: 1. Cg8! с2 2. Л!7! Кра2 3. Ла7Х! НОВОЕ В ФОТОГРАФИИ? •БОГАТЕЙШАЯ ПАЛИТРА КРАСОК НА ЧЕРНО-БЕЛОЙ ПЛЕНКЕ •МНОГОЧАСОВОЙ ПРОЦЕСС СЖАТ ДО ПОЛУНИНУ ТНОГО И ИДЕТ АВТОМАТИЧЕСКИ В 1861 году Джеймс Максвелл про-демонстрировал членам Королевского общества необычный натюрморт. Ученый изготовил три диапозитива с изображением одного и того же «пест-рого банта на фоне черного бархата при ярком солнечном свете». Но на первом диапозитиве бант был запечатлен объективом фотоаппарата через красный светофильтр, на втором — через синий на третьем — через зеленый. Когда всё три изображения были совмещены на экране с помощью трех проекторов, на объективы которых были надеты цветные светофильтры, глазам изумленных членов Королевского общества предстал исторический натюрморт во всем великолепии его естественных красок. Оказалось, что полную цветовую гамму можно получить наложением друг на друга красной, синей и зеленой составляющих спектра. Так впервые в мире были заложены основы цветной фотографии. Первое, с чем сталкивается фотолюбитель, желающий освоить технику цветной фотографии, — это необходимость иметь массу дополнительных приспособлений. Например, набор из нескольких десятков светофильтров. Да и процедура получения цветных отпечатков «Уда утомительнее и длиннее, чем черно-белых. Между тем можно обойтись вообще без светофильтров и дорогостоящего оборудования. Более того: в некоторых случаях сама фотолаборатория становится излишней. „АМАКОЛОР"! РАСТР ВМЕСТО СВЕТОФИЛЬТРОВ Цветное изображение на черно-бе-лой пленке — мыслимо ли такое? Вполне. Весь секрет в тонком слое, покрывающем обычную черно-белую эмульсию. Конечно, оболочка не простая. Полосатая. Первая полоска — красная. Вторая — зеленая. Третья — голубая. Потом опять красная. И так далее. Это и есть растр. Невооруженным глазом мы едва-едва различаем точку диаметром 0,1 мм с расстояния в 25 см. А на ней уместится ровно 60 таких цветных полосок! Если уменьшить изображение растра (на цв. вкл. внизу слева) до натуральных размеров, полосатый кружок исчезнет: мы его не увидим. Не мудрено, что цветные ленточки сливаются в сплошную серую пелену. (Ведь белый цвет — сумма трех цветов: голубого, красного и зеленого.) Но стоит одну или две по* лоски «вычесть», скажем загородить, как тут же на этом месте «вспыхнет» цветное пятно. Например, если закрыты голубая и красная полоски, пятно окажется зеленым. Если голубая — 35
|