Техника - молодёжи 1965-01, страница 40Изготовление цветного растра в прин-ципе дело не хитрое. От «слоеного пи-рога» отрезаются тончайшие ломтики, которые потом наносятся на поверхность черно-белой эмульсии. желтым (зеленый + красный «= желтый). Чем же закрывают полоски на пленке? Микроскопическими зернышками засвеченного серебра. Допустим, объектив устремлен в лазурное небо. Голубые лучи беспрепятственно пройдут через голубые полоски и засветят ту часть эмульсии, которая лежит под этими полосками. Зато • красных и зеленых ленточках растра они «застрянут», оставив находящуюся под ними серебряную соль без изменений. Напротив, при воздействии на пленку желтым светом эмульсия будет засвечена под зелеными и красными полосками, но не под голубыми. Белый свет зачернит пленку под всеми тремя полосками. По существу, наш растр не что иное, как своеобразный светофильтр, разве что линейчатый, гибкий и очень тонкий. Но вот экспозиция закончена. Проявив пленку, вы получите цветной негатив. Можно начать копирование на такую же пленку. В результате вы получите диапозитив, передающий запечатленный вами объект в его естественных красках, Цветное фото можно сделать и на бумаге. Только ее светочувствительный слой должен иметь ту же структуру, что и у пленки «Амаколор». Новый метод цветной фотографии разработан доктором Карлом Ваалем из крохотного княжества Лихтенштейн. Так ли он уж нов? Если не считать появившегося полвека назад способа «Автохром», где вместо полосок применялись окрашенные крахмальные зернышки, то предлагаемый способ можно считать новым... Перевод с немецкого тши ЗЕЛЕНАЯ синяя ПСА.0СКи Так выглядит сбоку (в разрезе) пленка «гАмаколор». Эта пленка дешевле цветной и лишь немного дороже черно-белой. Зато у пленки «Амаколор» может быть чувствительность во много раз больше, чем у обычной цветной. Да и проявлять «Амаколор» можно обычным проявителем. „ПОЛАКОЛОР"! ФОТОЛАБОРАТОРИЯ В КАРМАНЕ К. ЧМУТОВ, член-корреспондент АН СССР Щелкнул затвор фотокамеры. Но не скоро еще цветные пятна, проступая из недр фотоэмульсии, сольются в долгожданное изображение. Хочешь не хочешь, а придется ждать возвращения из путешествия, похода, полета. Но вот пленка в лаборатории. Начинается утомительная процедура... А если все иначе? Без темной комнаты? Без увеличителя? Без возни с реактивами? Без опасений загрязнить фотоэмульсию? А главное, без долгих ожиданий и утомительных манипуляций? Раз — и готово! Щелкнув затвором, вы тотчас же начинаете вращать ручку. Специальная паста, выдавленная при этом из крохотного тюбика, равномерно размазывается между негативной пленкой и позитивной бумагой, находящейся внутри аппарата вместе с пленкой. Не пройдет и минуты, как у вас в руках очутится цветной снимок, еще чуть влажный после проявления... Это стало возможным лишь в самое последнее время благодаря работам американского ученого Эдвина Г. Лэн-да. Одиннадцать лет понадобилось для того, чтобы полтора десятка операций по изготовлению фотоснимка, требовавших нескольких часов напряженного труда, сжать до полуминутного процесса, автоматически протекающего в тонкой (толщиной 0,05 мм) пленке «Полаколор». Идея, которая легла в основу нового метода, проста: краситель, придающий изображению нужный цвет, одновременно служит и проявителем. Он должен восстанавливать до металлического состояния бромистое серебро, подвергшееся действию света. В полной темноте изображение переносится с негатива на плотно прижатую к нему позитивную бумагу. А та впитывает в себя цветное изображение. Это происходит так. Проявление начинается с того момента, когда щелочное содержимое тюбика пропитывает пленку и бумагу. Молекула проявителя переводит засвеченное бромистое серебро в металлическое. При этом образуется малоподвижный продукт, неспособный к диффузии. Проявитель задерживается внутри слоя. Ему уже не доведется пробраться к поверхности фотобумаги, чтобы окрасить ее (ведь проявитель одновремен но служит красителем!). Но если бромистое серебро не засвечено, то краситель его не проявляет и отправляется в путешествие к поверхности фотобумаги. Так при проявлении происходит разделение труда: одни молекулы красителя-проявителя проявляют, застревая в негативе, другие, те, что не участвуют в проявлении, диффундируют к поверхности бумаги и окрашивают ее. Эмульсия имеет три цветочувствитель-ных слоя. Каждый из них восприимчив только к одной из составляющих спектра: верхний — к синей, средний — к зеленой, нижний — к красной. В непосредственном контакте с каждым из этих слоев находится слой, содержащий краситель-проявитель. Рядом со слоем, чувствительным к синему свету, лежит слой, содержащий желтый краси-тель-прояв**ель, рядом с чувствительным к зеленому — пурпурный, к красному — сине-зеленый. Предположим, в кадр попал кусочек синего моря. Он засветит бромистое серебро только в верхнем слое. А когда сюда доберется щелочной раствор из тюбика, какой краситель будет проявлять засвеченные зерна? Синий? Нет. Желтый! Он ведь рядом! Сыграв роль проявителя, краситель уже не способен двигаться к бумаге. Он так и останется в этом слое. А вот оставшиеся на свободе молекулы пурпурного и сине-зеленого красителя, добравшись до поверхности позитива, дадут синее пятно. Совершенно аналогично действует зеленый свет на средний слой. Только там связывается уже не желтый, а пурпурный краситель-проявитель. На свободе остаются желтый и сине-зеленый красители, дающие в сумме зеленый цвет. Наконец, красные лучи, воздействуя на нижний слой, парализуют сине-зеленый краситель-проявите ль, предоставляя полную свободу передвижения молекулам желтого и пурпурного красителей (будущее красное пятно на позитиве). Если в объективе темнея ночь, бромистое серебро останется незасвечен-иым. И не потребует проявления. Поэтому все три красителя очутятся на поверхности позитива. Получится черное пятно. Иное дело, если в объектив льется белый свет. Все молекулы красителей-проявителей будут вынуждены заняться проявлением засвеченных зерен. А позитив так и останется белым. Кислота, имеющаяся в одном из слоев позитива, нейтрализует щелочь и прекращает в конце концов все химические реакции. Длительность процесса в зависимости от температуры — от 30 до 50 сек. Моментальная цветная фотография открывает новые возможности перед медициной, полиграфией, многими другими областями науки и техники. ЧТО ЧИТАТЬ ПО ОТАТЬЯЯ ЭТОГО НОМЕРА ВЫЗЫВАЕТСЯ СВИДЕТЕЛЬ: КАПЛЯ КРОВИ ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ В КОСМОСЕ К. Э. Циолковский, «Исследования мировых пространств реактивными приборами». М., 1929. К р а ф т Эрике, «Космический полет». Т. 1 и 2. Оборонгиз, 1963. Ю. В. Кондратюк, «Завоевание межпланетного пространства». М, 19*39. Д. Г. П е р е л ь м а н, «Двигатели галактических кораблей». М„ 1961. Б. В. Ляпунов, «Станция эне Земли». М., 1963. Дж. Н и л ь, У. Ш э л л, «Наследственность человека». М., ИЛ, 1958. А. К. Туманов, «Судебно-меди-цинское исследование вещественных доказательств». М., Госюрнэдат, 1961. МИНИАТЮРНЫЕ РАДИОПРИЕМНИКИ М. Румянцев, «Любительские карманные радиоприемники». Изд-во ДОСААФ» 1964. 36
|