Техника - молодёжи 1965-04, страница 38

Техника - молодёжи 1965-04, страница 38

ДАКТИЛОСКОПИЯ

©е 7

W9

\Lli/2

fOi

Пальцевый узор (слева) и код его частных признаков (справа). Цифрами слева помечены частные признаки, справа — теми же цифрами — точки координатной сетки, соответствующие признакам.

Как узнать, кто оставил следы пальцев — так называемые папиллярные узоры, которые свойственны каж-

Йому человеку и неизменны на* протяжении всей жизии? остаточно проверить, не содержатся ли подобные отпечатки в дактилоскопической картотеке, где зарегистрированы преступники. Это делает электронно-вычислительная машина, просматривая сотни тысяч отпечатков со скоро* стью тысячи отпечатков в несколько минут.

Весь ход событий теперь может быть символически записан так:

I

Ар.1)ВрЛСрсирЛРрЛНрь I lEpJIFp IIGp, I HpjKpJJL

Метод алгоритмического изображения позволяет находить более простое и точное решение. Вот пример анализа различных «телефонных» преступлений.

Запишем с помощью символов следующие данные: Pi: действовал подросток (Р'| не подросток) Bi: будка в глухой местности Вг: подросток приехал на велосипеде В3: пользовался инструментом В4: был в нетрезвом состоянии В5: действовал не один Вб: днем (В'6 —ночью)

Отдельные операции изобразим так: pi: бронированный провод оборван рг: бронированный провод обрезан рз: похищены детали Р4*. диск погнут ps: аппарат разбит ре: отверстие для монет засорено Р7: монетный ящик взломан ре: осветительные приборы повреждены ps: телефонная книга разорвана рю: телефонная книга украдена ри: дверные ручки сорваны р12: двери сняты с петель pi3: двери погнуты Р14: будка загрязнена pis: стекла разбиты pie: детали выброшены.

Давайте запишем с помощью символов следующие данные: А — нарушитель вошел в телефонную будку, Z — вышел из будки, Рп— нарушитель, Вп — обстоятельства преступления, рп — действия преступника. Тогда для общего случая можно написать такую формулу: (Рп Вп ) Apn Z.

Невольно еще раз возникает вопрос: зачем простой и ясный рассказ о преступлении, записанный на понятном всем языке, кодировать условными знаками да еще записывать в виде набора символов со стрелками?

Мы поставили в заголовке «Алгоритм преступления». Алгоритм — это набор очень простых правил, из которых складывается процесс решения даже самой сложной задачи. Для краткости правила записываются в виде формул.

Алгоритм как бы назначает очередность возможных операций и управляет ею. И, что очень ценно, последовательность операций нередко выявляется по ходу дела.

Наряду с описанием операций алгоритм содержит еще и логические требования. Каждому из них можно предпослать такой вопрос, чтобы утвердительный ответ означал бы исполненное требование, а отрицательный — невыполненное.

Такой способ записи очень удобен для детальной оценки преступного действия и для анализа подготовки преступления, его исполнения и сокрытия следов. Теперь мы можем в этом убедиться, если вновь посмотрим на символическую запись всего хода ограбления (если условие исполнено, то следуют по стрелке, направленной вверх, в противном случае — направленной вниз).

Вычисление „вариабельности"

Ясно, какое значение для следствия имеет оценка подготовки преступления, его исполнения и сокрытия.

Как правило, вначале суть дела еще не вполне ясна, а преступник неизвестен. Поэтому способ и манеру преступления удается на первых порах обрисовать лишь гипотетически. Как избежать ошибок?

Многочисленные варианты схожих преступлений записываются на специальных карточках и затем сравниваются. Так выявляется, как говорят специалисты, «вариабельность» способов совершения преступления. Но систематизация вариантов сложна, и способ сопоставления карточек весьма громоздок.

опЕрация

(р, -вгвлюлргр^г

Р1

А для конкретного случая: подросток с велосипедом ночью в уединенной местности камнем разбил стекла, изорвал телефонную книгу и взломал кассу — получается формула частного случая:

(Р,. В| - В8 - В3 • В^) Ар7рэр1б Z.

Всего одна строчка, а вместила в себя огромное количество подробнейшей информации! Понятно, насколько легче сравнивать лаконичные и строгие формулы, которые не зависят от стиля изложения, чем многостраничные протокольные записи с возможными разночтениями.

Логический процесс, особенно в машине, удобнее свести к выбору между различными вариантами. Например, в полицейском управлении Нью-Йорка установлена электронно-вычислительная машина. Как только поступает сообщение об очередном преступлении, в устройство закладывается характеристика преступления в виде специального цифрового кода ,ведь машина имеет дело не со словами и даже не с формулами, а с цифрами. А формулу очень легко перевести в такой код). Менее чем за три минуты машина информирует следователя обо всех аналогичных преступлениях, совершавшихся раньше в городе. Следователь смотрит: а не поискать ли автора нового преступления среди уже известных лиц, занесенных в картотеку? В конце концов «манера» преступления, повадки, «почерк» нарушителя — очень стойкие характеристики, которые трудно изменить, как ни старайся. Но ведь изучение сходства и различий в характере преступлений — это и есть сравнение вариантов! А краткие формулы, как уже говорилось, сравнить проще, чем пухлые досье.

Информация, игра, вероятность

Мы рассказали только об алгоритмизации процесса преступления. Но криминалистика берет на вооружение и другие средства новой науки.

Электронные устройства применяются при экспертизах. Ведь, к примеру, выявление и изучение следов и других данных преступления имеют информационно-техническую природу и поэтому доступны кибернетическому анализу. А доказательство идентичности? Уже сегодня сконструированы автоматы, способные «ощупать» следы ног, отпечатки пальцев