Техника - молодёжи 1965-04, страница 39

Техника - молодёжи 1965-04, страница 39

царапины от инструмента, воспринять и нужным образом закодировать их информационное содержание, чтобы, сравнив оригинал со следом, установить их полное или неполное соответствие.

Электронные приборы умеют читать и рукописи. Таким образом удается более объективно сравнивать и анализировать почерки. В рукописном тексте распознаются одни и те же. пусть даже по-разному написанные буквы.

Многие признаки, по которым классифицируются почерки, отпечатки пальцев, патронные гильзы и т. д., можно накапливать в машинной картотеке. Использование этих вспомогательных средств сделает все следствие, анализ способов преступления криминалистическую регистрацию, наконец, исследование причин преступности гораздо эффективнее. И прежде всего неизмеримо их ускорит.

Даже то, что раньше в криминалистике было известно как обыкновенное собрание фактов, теперь в терминах кибернетики — «информация» — приобрело новое качество.

В настоящее время в экономике и военном деле применяют автоматы, играющие в стратегические игры. Эти автоматы быстро, объективно и надежно определяют возможное поведение сторон и вычисляют их тактику. В криминалистике тоже приходится решать стратегические задачи. Ведь здесь тоже имеют дело с событиями, которые определяются информацией, поступившей от заявителя или полученной в результате обследования места преступления, допроса свидетелей и т. д. Появляется несколько обоснованных версий, каждая с определенной степенью вероятности

Иногда бывает, что не только замалчивается информация,

полезная для раскрытия преступления, но _

сознательно или бессознательно вводится так называемый «шум» — посторонняя информация, не имеющая никакого отношения к событию и мешающая раскрытию преступления.

По собранным фактам криминалист составляет стратегический план расследования и отдельных его этапов — шагов. Цель допроса обвиняемого и свидетелей состоит в том, чтобы получить или проверить информацию, касающуюся расследуемого события. Допрос с точки зрения кибернетики — это стратегическая игра, допрашивающий и допрашиваемый противостоят друг другу как противники.

Все это звучит несколько непривычно. Ведь в самом характере допроса есть не только тактические принципы кибернетической игры. Тем не менее в основе поиска правильного решения лежит кибернетическая система. Обе стороны пытаются в соответствии со своей тактикой, поведением, показаниями и вопросами добиться. _

как говорят кибернетики, «максимально —--

стабильной ситуации».

Информация о преступлении во время допроса анализируется допрашивающим. Результат допроса проверяется. Ведущий допрос убеждается в успехе (или в неудаче) своих действий и на основании этого вырабатывает новую тактику. Противоречия свидетельствуют о неустойчивости системы. Только по устранении всех противоречий система приобретает стабильность и следователь с облегчением может сказать: «Все ясно, преступление раскрыто!»

Конечно, наша криминалистика учитывает и важнейший принцип социалистического законодательства — должное отношение к человеку. Для нас даже возможный преступник — это не просто «противник по кибернетической игре».

Итак9 вычисляем виновного

В криминалистике применяется не только теория информации, а и такая чисто математическая дисциплина, как теория вероятностей. Без нее не обходятся в почерковедении, дактилоскопии, спектральном анализе вещественных доказательств. Появились работы, использующие логический аппарат теории вероятностей для моделирования процесса доказывания. Математическая статистика участвует как в экспертизе, так и в анализе преступлений.

Применяет криминалистика как дифференциальное, так и интегральное исчисления, когда решаются проблемы причинности. Тригонометрия используется, чтобы математиче-

опЕРация

ски фиксировать события, запечатленные на фотографии. Не лишены значения для криминалистики номография, алгебра и, конечно, математическая логика.

Вот простой случай применения логики Это, правда, не уголовное дело. Но и тут надо найти виновного.

В классе разбили окно. Сделать это мог только кто-то из четверых: Леня, Дима, Толя или Миша.

При опросе каждый дал по три показания:

Леня: 1) я не виноват, 2) я даже не подходил к окну, 3) Миша знает, кто это сделал

Дима: 1) стекло разбил не я, 2) с Мишей я не был знаком до поступления в школу, 3) это сделал Толя.

Толя: 1) я не виновен, 2) это сделал Миша, 3) Дима говорит неправду, утверждая, что я разбил стекло.

Миша: I) я не виноват, 2) стекло разбил Леня, 3) Дима может поручиться за меня, так как хорошо знает меня.

При дальнейших расспросах каждый из учеников признал, что из сделанных им трех заявлений два верных и одно ложное. Можно ли логическим путем найти виновника? Попробуем представить задачу в виде формул и уравнений.

Алгебра логики утверждает, что любое сложное высказывание можно представить в виде нескольких простых, употребляя логические связи ИЛИ, и, НЕ. Обычно принято слово ИЛИ обозначать крестиком «плюс», а слово И — знаком умножения — точкой. Теперь остается каждое простое высказывание обозначить для сокращения какой-либо буквой, а его отрицание — той же буквой, но с черточкой наверху.

ПОЧЕРКОВЕДЕНИЕ

При сравнении особенностей письма определяется частота, с наиой встречается в тексте тот или иной признан. Чем она меньше, тем ярче выражена индивидуальность почерна.

Для машины составляется программа определения почерка. По ней машина обучается. Затем она исследует теист. Например, машина должна сгруппировать все сведения о буквах «А» (написанных Ивановым) в виде области многомерного пространства и запомнить их*

То же с бунвами «А», допустим, Петрова. Машина формирует области всех «А» Иванова и области всех «А» Петрова и проводит между ними границу. Так она обучается, узнает, как пишет букву «А» один и другой. Теперь машина может сравнить свои «знания» с текстом, который ей предъявят, и ответить, кто автор того или иного документа.

Слева — компактная многомерная область всех «А», написанных Ивановым: справа — всех «А», написанных Петровым.

Линия между ними условно изображает разграничивающую их поверхность.

Известно, что всякое логическое суждение может быть либо истинным, либо ложным. Истинное высказывание обозначается единицей, а ложное — _нулем. Например, если какое-либо высказывание В - 1, то В- 0. И наоборот: если В - 0. то F- 1,

Разберемся еще с несколькими положениями математической логики.

Ясно, что В + В - В и В • В - В. Столь же очевидны и два положения: В + В-1 и В • В « 0, а также В • 0 - 0, В • 1 - В, В + 0 - В.

Теперь можно приступить к делу — вычислить виновного.

Вспомним, что из трех показаний каждого ученика одно ложно, а два истинных. Значит, сложное высказывание каж* дого из них будет истинным (равным единице), когда верно перпое, второе и третье. Будем обозначать показание каждого из учеников заглавной буквой его имени с номером показания внизу. Тогда заявление Лени логично записать такой формулой:

Л—Л1.Л2.Л3+Л1.Л2.Л3+Л1.Л2.Л3.

Точно так же изобразим показания остальных учеников.

Димы: Д^ДьДа.Дз+ДьДг.Дз+ДьДаЛа.

Толи: Т=Т1.Т2;Тз+Т1.Т2.Тз+Т|.Т2.Тз.

Миши: M=Mi .М2.М3+М1 .М2.М3+М1 .М2.М3.

Если внимательно проследить показания учеников, то легко заметить, что первое и третье показания Толи равносиль-

(PrB&BMPMPv-Z