Техника - молодёжи 1965-04, страница 37(ЮИЛПИВ. ПЕКЕЛИС КИБЕРНЕТИКА В КРИМИНАЛИСТИКЕ МАТЕМАТИК В РОЛИ СЛЕДОВАТЕЛЯ МАШИНА ПЛАНИРУЕТ РАССЛЕДОВАНИЕ п I омните полну ю драматического напряжения сцену, нарисованную Достоевским в романе «Преступление и наказание»? «Лестница к старухе была близко, сейчас из ворот (направо. Он уже был на лестнице... Переведя дух и прижав рукой стукавшее сердце, тут же нащупав и оправив еще раз топор, он стал осторожно и тихо подниматься на лестницу, поминутно прислушиваясь. Но и лестница на ту пору стояла совсем пустая; все двери были заперты; никого-то не встретилось. Во втором этаже одна пустая квартира была, правда, растворена настежь, и в ней работали маляры, но те и не поглядели. Он постоял, подумал и пошел дальше» Далее следует психологически точное описание того, как Раскольников поднимался по лестнице, звонил к ростовщице, чуть ли не силой открыл к ней дверь, затем, отдав старухе фальшивую табакерку, улучил момент и «...вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом». Преступление свершилось. А наказание? Долог, ой, как долог и многотруден был путь к возмездию! На какие только ухищрения не пускался следователь Порфирий Петрович, чтобы уличить виновного! Какой интуицией, какими аналитическими способностями, какой памятью надо обладать человеку, чтобы безошибочно и в то же время деликатно, не унижая человеческого достоинства подозреваемых, прийти к правильному выводу! Интуиция... А если вместо нее точный расчет? А если прибегнуть к услугам машины, ее аналитического «ума» и памяти, которые раньше считались чисто человеческими свойствами? Что тогда? Созданная рукой гениального художника картина убийства, взяТая отдельно, лишь в логической последовательности действий, на языке кибернетики была бы записана гораздо лаконичней — формулой, как вы видите в заголовке. Для чего нужна такая запись^ Чтобы ответить, познакомимся с заурядным преступлением, совершенным сто лет спустя, в наши дни. Когда старый рецидивист вор-«домушник» Чесноков узнал, что одинокий художник, назовем его N, тяжело заболел и отправлен в больницу, он предложил своему зятю Соловьеву «выгодное дельце»: проникнуть в квартиру художника и похитить вещи и картины. Соловьев согласился. Было решено выполнить задуманное вечером, на следующий день. Весь ход ограбления преступники продумали самым тщательным образом, предусмотрев, казалось бы, все до последней мелочи. Обсудили и какими инструментами действовать. Условились захватить с собой отвертку и нож, чтобы выковырять оконную замазку. Не забыли и о свежей замазке, чтобы вставить стекло, а также о мешках и шпагате для упаковки краденого. План ограбления строился так. После того как в доме погасят огни, проникнуть в квартиру художника через парад Сначала — впрочем, давно уже прежде — его занимал один вопрос: почему так легио отыскиваются и выдаются почти все преступления и так явно обозначаются следы почти всех преступников? Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» ный либо через черный ход или через окно в подвале. В крайнем случае через одно из окон со стороны двора. Предварительная разведка показала: двери парадного и черного ходов нельзя взломать без шума. Окно в подвал, вероятно, удалось бы открыть, но ведь дверь из подвала в квартиру могла быть заперта! Тогда преступники решили пробраться в квартиру через окно со двора. Как только стемнело и все кругом стихло, Чесноков вытащил из сарая соседнего дома припрятанную заранее лестницу и приставил ее к стене. Соловьев добрался до окна и попытался выдавить стекло Не удалось. Тогда вор аккуратно удалил замазку ножом и осторожно вынул стекло. В квартиру забрались вместе, затащив лестницу в окно, которое тут же закрыли. Быстро «обработав» квартиру, перешли в мастерскую. Времени оставалось в обрез, поэтому холсты вырезали бритвами, наспех свертывали в трубки и туго затягивали шпагатом. Вещи и картины, уложенные в мешки, вынесли через окно во двор. Окно закрыли, вставили на место стекло и тщательно замазали щели. Теперь оставалось осторожно перенести мешки в укромное место, а потом «реализовать» награбленное. Алгоритм преступления Вот как выглядит запись этого преступления, если мы условимся, что Чесноков — это X, Соколов — Y» художник — N, а различные ситуации и действия обозначены разными символами. А: узнать, находится ли N в больнице В: уговорить Y участвовать в краже С: подойти скрытно к месту действия Ра РЬ Рс D. когда соседи погасят свет, открыть парадную дверь Е: если условие D невыполнимо, то взломать черный ход Р: если условие Е невыполнимо, то проникнуть в квартиру через окно из подвала G: если условие F' невыполнимо, то проникнуть в квартиру через окно во дворе. Если нельзя выдавиib стекло извне, то удалить замазку II: похитить вещи и картины и вынести во двор К: если никто не видит, вмазать стекло на место L: удалиться с похищенным добром находится N в больнице? будет Y участвовать? видел ли кто-нибудь? pd : погашен ли свет? р d: отворили парадную дверь? ре : заперт ли черный ход? pf : доступ в квартиру невозможен? рg : доступ возможен? ph : вещи, картины похищены и вынесены? рк : никто не видит? - —- |