Техника - молодёжи 1965-08, страница 27

Техника - молодёжи 1965-08, страница 27

Вопрос. Как можно увеличить экономичность атомных электростанций?

Ответ. Не существует универсального показателя конкурентоспособности л томных электростанций. В отдельных случаях, например, экономически выгодны атомные электростанции малой мощности. У нас в СССР уже теперь экономически выгодны небольшие атомные электростанции (мощностью от 1 тыс. квт и выше) в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Тем не менее можно говорить о том, как улучшить экономические показатели всех без исключения типов реакторов.

Высокой температуры пара, хорошего кпд можно добиться в реакторах, охлаждаемых газами или жидкими металлами, или перегревая пар непосредственно в активной зоне.

Капиталовложения в строительство любой электростанции, отнесенные к установленному киловатту мощности, резко падают при укрупнении блока котел — турбина. Для атомных станций эта зависимость проявляется еще более резко.

Уже теперь на атомных электростанциях мощностью в 200—500 тыс. квтг повысив среднюю глубину выгорания топлива и параметры пара, получают для некоторых географических районов страны электроэнергию такой же, а иногда и более низкой стоимости, как и на обычных тепловых электростанциях.

В капитальных затратах на строительство атомных электростанций большую долю (до 60%) составляет стоимость оборудования. Снизить ее невозможно, если не организовать серийного производства. Не случайно англичане в Женеве заявили, что «тот атомный реактор экономичен, который выпускается серийно».

Вопрос. По какому пути пойдет, на ваш взгляд, развитие атомной энергетики в ближайшем будущем?

Ответ. Общепризнано, что будущее атомной энергетики — это реакторы-размножители на быстрых нейтронах, способные использовать для получения энергии практически весь природный уран и торий.

Поскольку в реакторах-размножителях применяют жидко-металлический теплоноситель — натрий, нагреваемый в реакторе до температуры 500—600°, во втором контуре получаются высокие параметры пара. Это обеспечивает атомной электростанции кпд не ниже 40%.

Однако в мире существует лишь несколько таких экспериментальных установок с быстрыми реакторами сравнительно небольшой мощности. Ни одной работающей промышленной электростанции с реакторами на быстрых нейтронах еще нет. При энергичной работе и большом внимании к проблеме, видимо, потребуется 7—10 лет для того, чтобы были разработаны, построены, изучены и практически освоены в производстве « эксплуатации первые крупномасштабные (мощностью в несколько сот тысяч киловатт) электростанции с быстрыми реакторами. Лишь тогда наступит период неограниченно широкого строительства атомной энергетики, преимущественно с высокоэкономичными быстрыми реакторами-размножителями ядерного горючего.

В СССР в Обнинске в течение 6 лет эксплуатируется экспериментальный реактор на быстрых нейтронах БР-5 с тепловой мощностью 5 тыс. квт. Уже начато строительство первой в СССР промышленной атомной электростанции с реактором на быстрых нейтронах — БН-350 — на побережье Каспийского моря в городе Шевченко. На очереди разработка мощных — в 600—1000 мвт — реакторов на быстрых нейтронах.

В США считают, что период освоения быстрых реакторов займет не 10, а 20 лет. Поэтому до 1980 года в США, чтобы «купить время» для разработки реакторов-размножителей, будут строить экономичные крупные атомные электростанции с реакторами на тепловых нейтронах (главным образом водо-водяные).

Сейчас мы не можем с фактами в руках подтвердить или опровергнуть предположения о темпах развития атомной энергетики на основе быстрых реакторов-размножителей. Однако на опыте пройденного этапа можно выразить уверенность, что темпы будут высокими, так как многое уже сделано и подготовлено.

Десять лет понадобилось СССР, чтобы от первой в мире маленькой (5 тыс. квт) атомной электростанции пройти трудный путь разработки и строительства крупных атомных электростанций суммарной мощностью (в 1964 г.) свыше 900 тыс. квт.

В этот короткий срок в нашей стране созданы предпосылки для перехода к строительству экономически рентабельных атомных электростанций.

Научно-фантастический рассназ

Конрад ФИАЛКОВСКИЙ ПОЛЬША

Рис. Р. Авотина

..Ты их видишь? — спросил Марп.

— Нет. И долго еще не увижу...

— Летишь... словно к системе Толимака... Звезды и звезды... Тебе не скучно? — Марп вдруг посерьезнел.— Они не отвечают уже вторую неделю...

— Может, им так хорошо, что они забыли и о Земле и о передаче сообщений...

— Не смейся, Тор. Все это не так уж забавно...

— Наверно, какой-нибудь метеорит угодил им в антенну...

— Давно бы исправили. Сото, знаешь, тот, главный кос-мик базы не сидел бы сложа ручки, поджидая нас. Я его знаю...

Неожиданно из динамика послышался высокий звучный сигнал.

— Они? — спросил Марп.

— Да.

— Я слышал про этот их автомат, они называют его Конструктором. Он один из самых больших в солнечной системе. Собственно, он-то и выполняет всю работу... а они там только... ну, как это... Они лишь присматривают. Сото, этот космик, даже говорил, что у них масса хлопот с Конструктором...

— Я слышал, — кивнул Тор.

— Три недели назад, когда я встречался с Сото, тот возвращался из института. Они занимаются там самыми сложными системами. Он хотел консультироваться с ними чаще, но связь... Неужели не могли эту базу построить где-нибудь поближе?

— Нет, не могли... — Тор взглянул на Марпа и улыбнулся. — Неудавшееся испытание обычно заканчивается небольшим термоядерным взрывом... Я подам им сигнал.

Тор нажал клавиш вызова. Загорелся индикатор: энергия с антенн пошла в пространство.

— Тор, — Марп остановился перед пультом, — Тор, они прервали передачу...

—> Не понимаю... Что значит прервали?..

— Их сигнала нет.

— Это не страшно. Наши приборы их отыщут.

— Конечно, отыщут. Но потом я подам рапорт, и этого Сото выставят на какую-нибудь периферийную марсианскую базу. Там он сможет спокойно выращивать салат. — Марп

22