Техника - молодёжи 1965-09, страница 37

Техника - молодёжи 1965-09, страница 37

же изменить конструкции реакторных установок, увеличить длину лодок, улучшить их обитаемость, усовершенствовать спасательные средства, разработать быстро реагирующую автоматическую систему контроля за безопасностью плавания и многое другое. Стало известно и о приостановке строительства подводных лодок типа «Трешер».

«СТОЛКНУЛИСЬ С НЕБОЛЬШОЙ ПРОБЛЕМОЙ...»

Наиболее вероятная причина катастрофы — большой дифферент на нос то ли по неисправности горизонтальных рулей, то ли из-за ошибок личного состава в управлении лодкой.

Если из строя вышел указатель кормовых горизонтальных рулей, мог образоваться начальный дифферент на корму. Подобное предположение нам кажется наиболее вероятным. Накануне выхода лодки в море указатели рулей вышли из строя, и их пришлось ремонтировать. Возможно, что в спешке работа была выполнена плохо. Если указатель горизонтального руля во время подводного плавания начал давать неправильные показания и лодка получила дифферент на корму (из-за перекладки руля на излишний угол), то команда сразу могла в этом и не разобраться. Возможно, что командир сразу решил продуть кормовые балластные цистерны и увеличил ход, чтобы выровнять лодку и всплыть. Одновременно кормовые горизонтальные рули были переложены на погружение (возможно, опять на чрезмерно большой угол). Значит, дифферент должен был очень быстро перейти на нос, лодка начала стремительно погружаться и проскочила предельную глубину. Погружение лодки в этих условиях невозможно было задержать ни аварийным продуванием балластных цистерн, ни полным задним ходом. Как явствует из показаний офицеров одного из кораблей, который находился в районе испытаний лодки, промежуток времени между последним сообщением с «Трешера» и моментом, когда был услышан треск разламывавшегося корпуса, составил всего около 5 мин. Практически гибель лодки наступила внезапно. Совершенно ясно, что это не могло произойти из-за поступления в лодку воды через лопнувшую трубу.

Последнее сообщение, переданное с «Трешера» на спасательный корабль, также опровергает официальную версию о лопнувшей трубе: «Столкнулись с небольшой проблемой... Имеем дифферент на корму... Пытаемся продуть балласт...» Если бы речь шла о лопнувшей трубе и поступлении воды внутрь лодки, то командир наверняка сообщил бы об этом, как о вполне конкретной аварии. Неопределенные и осторожные слова командира — свидетельство того, что причина аварии была ему еще неясна. Он, по-видимому, рассчитывал, уточнив обстановку, быстро ликвидировать аварию и не спешил с конкретным докладом. Допустив ошибку в своих дальнейших действиях по управлению лодкой, он уже не мог исправить положение.

«ВИНОВАТ СТРЕЛОЧНИК»

Такая причина гибели «Трешера», конечно, не является единственно возможной, но она более логична и вероятна, чем выдвинутая комиссией военно-морского флота США по расследованию катастрофы. Американские адмиралы и конструкторы лодки боятся поставить под сомнение конструкцию лодки в целом и подготовку личного состава, в первую очередь офицерского. Понятно, почему официальная американская печать упорно замалчивает версию гибели лодки из-за неисправности рулевых устройств и ошибок командира. Этим же объясняется и появление в печати туманной версии ученых Океанографического института США о куполообразных подводных массах плотной воды, с которых «Трешер» будто бы «соскользнул» на большую глубину и погиб. Эти доводы малоправдопо^обны и наивны.

Если бы причина гибели заключалась в «недостаточной прочности» некоторых труб, то зачем пересматривать формы корпусов атомных подводных лодок типа «Трешер»? Ясна и главная цель, которую преследовала комиссия по расследованию этой катастрофы: успокоить общественное мнение и выгородить основных виновников, свалив вину на «стрелочника», то есть на рабочего, плохо заварившего или запаявшего трубу.

Ответственность за 129 человеческих жизней полностью лежит на командовании военно-морского флота США, на тех, кто не считается ни с чем, подогревая в Америке гонку вооружений.

РАСПЛАВ

В

магнитных

ЛАДОНЯХ

Е. МУСЛИН, инженер

Помешать ложкой чай в стакане можно лишь благодаря тому, что температура плавления ложки гбраз-до выше температуры горячего чая. Это глубокомысленное утверждение можно было бы счесть за «глубокую философию на мелких местах». Но, к сожалению, в промышленности иногда приходится мириться с медленностью некоторых процессов только потому, что нет «ложки», чтобы «помешать» сотни тонн жидкого, раскаленного металла.

«ЛОЖКА» ДЛЯ МАРТЕНА

Открылась дверца мартеновской печи. Стоящая наготове завалочная машина опрокинула в огненную пасть очередную порцию скрапа и отпрянула назад. Теперь надо ждать, когда растворятся в расплаве легирующие добавки, когда улетучится из него медлительный кислород, выгорит сера, а химический состав и температура выравняются по всему объему.

Медленнее всего эти процессы идут в самых прочных и качественных сталях: теплопроводность и скорость диффузии в них меньше, а легирующих добавок больше, И еще одна неприятность: если плавка продолжается долго, значительная часть дорогостоящих добавок, таких, как хром, ванадий, вольфрам, успевает выгореть, буквально «вылететь в трубу». Так и хочется помешать металл, чтобы быстрее растворялись полезные и выгорали вредные примеси. Но вручную размешать полтысячи тонн расплава практически невозможно.

И все-таки выход есть — это вращающееся магнитное поле, столь успешно используемое в электрических двигателях переменного тока.

Вихревые токи можно возбудить не только в твердом металле, но и в расплаве, поэтому содержимое мартеновской печи — полтысячи тонн стали — можно превратить в гигантский жидкий якорь необычного электромотора. Катушки его плоского статора установлены прямо под печью. Вращающееся магнитное поле, проникая сквозь ее днище, увлекает за собою металл, создает в его огненной толще вихри и водовороты. Опыты, про-веденные профессором Н. Окороковым в Московском институте стали и сплавов и на заводе «Днепроснец-

37