Техника - молодёжи 1965-12, страница 39

Техника - молодёжи 1965-12, страница 39

удивительное рядом

(Смотри 1—4-ю стр. обложки)

олодное око фотообъектива смотрит на вечернюю ули-Затвор остается открытым несколько секунд. На цветном снимке вы увидите яркий цветной серпантин. Это «автографы», оставленные движущимися фонариками: зелеными глазками такси, красными габаритными огнями, желтыми подфарниками. Между тем живой глаз, созерцая волшебную феерию ночного города, воспринимает движущиеся огни отнюдь не в виде размазанных линий, а четкими пятнами, проносящимися в поле зрения. Но всегда ли?

Глядя в окно автомобиля на обочину шоссе, мы видим сплошную полосу. Взгляд скользит все дальше и дальше от окна — и вот предметы уже не сливаются, а мелькают; наконец наступает момент, когда зритель различает мельчайшие детали «бегущего» мимо нас ландшафта.

«Чего ж тут интересного?» — усмехнется иной многомудрый читатель. И ошибется. Ибо удивительное надо уметь видеть. А оно присутствует всюду, даже в простых, очевидных, повседневных вещах и явлениях.

1800 лет назад в Египте жил один ученый. Как-то раз он взял круг, нанес на него цветную радиальную полоску, затем привел диск в быстрое вращение. И чудо: казалось, будто волчок окрашен целиком! Эффекту присвоили имя его первооткрывателя — великого астронома Птолемея. «Пустая забава», — подтрунивали, должно быть, обыватели, которые, как известно, водились во все эпохи. «Остаточные образы», — сказали спустя много веков психофизиологи. Да, возникающий в зрительном анализаторе образ предмета не сразу пропадает по исчезновении раздражителя. Он сохраняется в виде так называемого остаточного образа какие-то доли секунды — от одной пятой до одной тридцатой — по-разному у разных людей. На этом явлении основана йся техника кинематографии.

А разве не интересно, что есть глаза, которым наш кинематограф с его скоростью лентопротяжного механизма (24 кадра в секунду) не подходит? Об этом вы уже читали в подборке «Кто как видит» («Техника — молодежи» № 6, 1965). В новом, 1966 году «Техника — молодежи» расскажет своим читателям, как сконструировать фотоаппаратуру, чтобы выхватывать из быстротекущего потока жизни и запечатлевать кратчайшие мгновения. Вот пример: струя воды, наклонно бьющая из фонтана, кажется сплошным прозрачным стерженьком, изогнутым в виде параболы. На самом деле она состоит из отдельных капелек, которые пульсируют, периодически меняя форму, толщину и длину. Но, пожалуй, еще более впечатляюще выглядит падение капли на поверхность воды, «подсмотренное» фотообъективом.

Капля... Струя... Что может быть прозаичней этих обыденных картин? Ничего, если взирать глазами равнодушного созерцателя. Многое, если смотреть любознательным оком исследователя. И не просто смотреть, а видеть — видеть то удивительное, что скрывается в обычном и что всегда рядом, под ногами, вокруг нас и внутри нас.

Увидеть мир иным вам помогут новинки фото- и кинотехники, о которых расскажет «Техника — молодежи» в наступающем году. В редакцию уже поступили интересные самоделки, присланные умельцами на наш конкурс, объявленный в № 8 журнала. Конкурс продолжается! t

а если деталь тверже сверла?

Сверло, легко входящее в деталь. Резец, снимающий металл слой за слоем. Фреза, прогрызающая аккуратные канавки в стальной заготовке.

Обработка металлов резанием с ее непременным требованием: резец должен быть тверже детали...

А если деталь тверже резца? А если таких деталей в технике нужно все больше и больше? Технологи подсказывают выход: разрушение анода при электролизе можно использовать для обработки самых твердых металлов. Об электрохимической обработке будет рассказано на страницах нашего журнала в будущем году.

лаборатория спортивной кибернетики

О том, что кибернетика, электроника помогают спортсменам, в общих чертах известно давно. Теперь методика тренировок разрабатывается не только тренером, но и «электронными друзьями» спортсмена. Чтобы детальнее ознакомиться со всеми «премудростями» спортивной электроники, мы побывали в одной московской лаборатории. Она так и называется: «Лаборатория спортивной кибернетики».

Ее создали на общественных началах аспирант Московского станкоинструментального института Олег Литвинен-ко, заведующий кафедрой физического воспитания Московской ветеринарной академии, аспирант-заочник ЦНИИФК Валерий Морозов и инженер Петр Хломенок.

...Небольшая комната тесно уставлена приборами. С их помощью определяется функциональное состояние организма спортсмена, моделируются физиологические и биомеханические процессы. Для этого применяется электронно-вычислительная машина типа МН-7.

К сожалению, ЦНИИФК (Центральный научно-исследовательский институт физической культуры) еще уделяет мало внимания важному делу. Вся работа в лаборатории и поныне ведется на общественных началах. О некоторых исследованиях лаборатории мы попросили рассказать ее сотрудников — Олега ЛИТВИНЕНКО и Валерия МОРОЗОВА.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ТРЕНЕР

ТРЕНЕРЫ ОШИБАЮТСЯ

Опытный тренер в большинстве случаев может правильно оценить физические возможности своего питомца, наиболее рационально построить его учебно-тренировочный процесс и определить путь его специализации.

Но, как говорится, человеку свойственно ошибаться. Ошибаются и опытные тренеры. И не только в разработке и построении учебно-тренировочного процесса, но и в спортивной диагностике, то есть в том, где лучше проявит себя спортсмен. Вот несколько примеров.

1. Советская спортсменка Вера Крепкий а, обычно выступавшая в беге на короткие дистанции, не добившись выдающихся результатов на международной арене, стала специализироваться в прыжках в длину. Через некоторое время она завоевала в этом виде золотую олимпийскую медаль (Рим, 1960).

2. Галина Зыбина специализировалась в метании копья. Тренируясь в толкании ядра, она со временем смогла стать олимпийской чемпионкой (Хельсинки, 1952).

3. Ганский легкоатлет Р. К о т е й считался неплохим бегуном на дистанцию 800 м. Случайно попробозав свои силы в прыжках в высоту, он на олимпиаде в Риме (1960) прыгнул на 2,03 м.

Подобных примеров в истории спорта немало.

ТАЙНА ЛЯДУМЕГА

Еще 30 лет назад была сделана попытка раскрыть «секрет»

красивого и очень быстрого бега знаменитого в те времена француза Жюля Лядумега.

В специальной лаборатории физиологии движений на суставы и отдельные части тела спортсмена, одетого в черное трико, укрепили маленькие лампочки. В сумерках через вращающийся диск с прорезями кинокамерой снимали бег спортсмена. Получились фотографии пунктирных светящихся линий, которые представляли собой траектории определенных точек тела. По этим кривым можно было аналитически или графически вычислить скорости и ускорения.

Таким же образом сняли бег советских спортсменов. Сравнили две циклограммы. В глага бросалась разница между кривыми с беспорядочными траекториями и неравномерными пиками бега советских спортсменов с плавными линиями и ровными пиками зубцов-траекторий точек тела Лядумега. Каждое движение прославленного бегуна имело определенный смысл. Ведь настоящего мастера всегда отличают легкость, четкость и красота движений!

Однако такой метод, раскрывающий секреты быстрого бега, довольно сложно применять в повседневной тренерской работе. Он пригоден лишы для лабораторных исследований.

35

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Самодельный резец по металлу
  2. МН-7 лампа описание

Близкие к этой страницы