Техника - молодёжи 1966-02, страница 10

Техника - молодёжи 1966-02, страница 10

Во Франции некий Дюпре noci яти л раскрытию этой тайны ■сю свою жизнь. Наконец, завершив поиски, он продал свое открытие французскому королю Людовику XV (1710— 1774 гг.). Во время испытаний король ужаснулся и, как гласит легенда, приказал уничтожить все бумаги, содержащие открытие Дюпре. Вскоре сам изобретатель погиб при невыясненных обстоятельствах...

В середине XIX века во Франции историк и археолог Л. Лаланн, ориенталист Жозеф Рено и профессор Фаве, пытаясь найти ключ к вековой тайне, произвели исследования по арабским, греческим и китайским источникам. По их мнению, состав греческого огня близко подходил к китайским зажигательным веществам, известным еще задолго до нашей эры, содержащим в большом количестве селитру.

Немецкий специалист А. Штетбахер в книге «Пороха и взрывчатые вещества» (1937 г.) считает, что греческий огонь состоял из серы, соли, смолы, асфальта и жженой извести. Состав, соприкасаясь с водой, разогревался, при »том теплота гашения извести испаряла часть горючих веществ, которые в соединении с воздухом давали легко взрывающуюся смесь.

Сравнительно недавно, в 1960 году, в Кембридже вышло

капитальное исследование Дж. Партиигтоиа «История греческого огня и пороха». Английский ученый пришел к выводу, что греческий огонь представлял собой желеобразную жидкость, состоящую из легких фракций перегонки нефти, смолы и серы. Партингтон полагает, что греческий огонь не мог быть веществом, напоминающим порох, и поэтому в его составе не могло быть селитры, как это считали французские исследов атели.

Можно согласиться с тем, что греческий огонь нельзя отождествлять с черным порохом, в то же время нельзя не возразить против того, что в греческий огонь не могла входить селитра. Она могла играть роль загустителя или быть окислителем, увеличивающим мощь огня. Вероятно, греческий огонь слагался из неочищенного продукта легкой фракции перегонки нефти, различных смол, растительных масел и, возможно, селитры или негашеной извести. Ведь не зря же византийские, арабские и латинские источники свидетельствуют о том, что погасить греческий огонь можно только... уксусом.

Однако это и все другие предположения — только гипотезы, не нашедшие до сих пор никакого подтверждения.

„НАПАЛМ ДРЕВНОСТИ"

3. ЗВЕЗДИН, инженер

Интерес исследователей к тайне греческого огня возрос с новой силой после того, как две мировые войны продемонстрировали высокую поражающую н разрушительную эффективность зажигательных веществ. Они использовались для метания из ранцевых огнеметов, ими наполнялись бутылки, снаряжались авиабомбы, артиллерийские снаряды н мины. Применялись также огнеметные танки и самоходные установки.

В наши дни известны три основные группы зажигательных веществ.

К первой относятся термиты (смесь 75% окиси железа с 25% порошка алюминия) и электроны (сплавы магния с алюминием, цинком, марганцем и другими металлами).

Вторая группа включает горючие жидкости (бензин, керосин, бензол, нефть н т. п.). При добавлении к горючим жидкостям различных загустителей образуются студнеобра вные массы, к которым относится и напалм. В 1950 году его впервые применила армия США для безжалостного уничтожения мирных городов и сел Кореи.

Сейчас американские интервенты широко используют различные зажигатель

ные вещества для варварского уничтожения целых районов, в которых, по их предположениям, действуют партизаны Южного Вьетнама. В качестве загустителей бензина применяют порошок, состоящий из алюминиевых солей нафтеновой, пальмитиновой и олеиновой кислот. От начала слов: нафтеновая (на) н пальмитиновая (пальм) — раствор этого порошка в бензине и назван напалм. Температура его горения около 800°. В качестве загустителей могут быть использованы и другие компоненты.

К третьей группе зажигательных веществ относятся белый фосфор н его растворы в сероуглероде, бензоле н пр.

Существуют также сложные смеси (перхлораты калия, нитраты бария, хло-рат калия и т. п.), служащие для снаряжения артснарядов и изготовления горючей спичечной массы. ^ Прн взрыве новейших средств уничтожения — атомных и термоядерных бомб — суммируются их три поражающих и разрушающих фактора:' мощная ударная волна, проникающая радиация и тепловое излучение. Последнее способно расплавить или испепелить многие материалы, и с этой точки зрения ядерное оружие можно рассматривать как одно из самых ужасных зажигательных средств.

Известные нам закономерности исторических фаз развития техники исключают саму возможность применения византийцами первой и третьей групп зажигательных веществ, не говоря уже об атомном оружии.

Следовательно, речь может идти лишь о второй группе зажигательных веществ — о нефти и ее легких фракциях.

Кроме того, летописи упомннают о таких горючих веществах, как смола, сера и «соки деревьев». Так, в восточной части Средиземноморья произрастают деревья из семейства стираксовых. Их сок дает те самые росный ладан к бензойную смолу, которые были известны древним персам и грекам.

Следовательно, «древесный сок», то есть смола, а также масла растительного происхождения и могли быть имя использованы в качестве компонентов греческого огня.

Не будет ошибкой утверждение, что греческий огонь представлял собой смесь первичных фракций нефти с загустителями (смолой, известью, серой, селитрой). Именно этим объясняется его сильное поражающее действие. Загустители увеличивали клейкость смеси, которая как бы облепляла цель (корабль, осадную машину, крепостную стену, одежду воина). Кроме того, загустители увеличивали время горения и его интенсивность. Легкая же фракция нефти без загустителя быстро распылялась бы и сгорала, ие достигая цели.

Сейчас мы с улыбкой произносим слова «греческий огонь». «Напалм византийцев» нам кажется примитивным оружием. Но вспомним, что в те далекие времена основные сооружения .— дома, машнны, крепости, корабли — были деревянными. Вполне понятно, почему греческий огонь наводил иа людей такой ужас. Ведь и в условиях современных войн одна удачно сброшенная зажигательная бомба может принести противнику больший урон, чем фугасная бомба самого 'крупного калибра.

Окончание статьи «Семь звеньев «цепочки»

ли в институте. А что удивительного? Ведь строили-то от начала до конца БУДУЩИЙ ИНЖЕНЕРЫ I

БРАК ИЯИ НЕОБХОДИМОСТЬ?

И еще одно возможное возражение.

Акцент иа самостоятельную работу, сокращение обязательных лекций, работа со'Сложной электронной техникой, с обработкой разносторонней информации — не увеличит ли это отсев из института?

Может быть, и увеличит. Ну и что? Отсев — зто не брак в работе, как принято иногда считать. Отсев — это нормальное и естественное явление. Если нет отсева, значит, занижены требования к студентам, значит, система обучения не располагает к выявлению <$олее способных, талантливых студентов, значит, нет стимула к учебе. И а результате из стен вуза выходят бездарные инженеры.

И причины, отсева, и целесообразность исключения (что выгоднее: отчислить бездарного студента со старшего курса, уже затратив немалые средства на его обучение, или дотянуть до диплома?) — все эти вопросы тоже

должны стать предметом изучения специалистов — социологов, педагогов, экономистов... Но »то уже разговор особый.

Кстати, отсев в вузах, вероятно, значительно сократился бы, если бы средняя школа занималась строгим отбором абитуриентов. Ведь школа лучше знает своих питомцев, чем любая самая квалифицированная приемная комиссия...

Я не убежден, что предвосхитил все возражения. И если они появятся, охотно отвечу на них, как и на те мысли, предложения и пожелания, которые, возможно, придут в адрес журнале в связи с моай статьей.

6

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Снаряжение армии сша
  2. Марганец силитра

Близкие к этой страницы