Техника - молодёжи 1966-02, страница 43

Техника - молодёжи 1966-02, страница 43

НАШИ ЛАУРЕАТЫ

ИГЛОЙ, ГОРЕЛКОЙ, ПЕРОМ И ПОРОХОМ!

В Hi 1 за 1966 год была опубликована статья кандидата техничесних наук Ю. Блинова и инженера В. Слад-нова из Казани, которые получили ПЕРВУЮ ПРЕМИЮ на конкурсе на лучший рисунок, изготовленный механическим способом. Публикуем подробности об остальных премированных работах. Итак, слово предоставляется самим лауреатам.

ВТОРАЯ ПРЕМИЯз

I. „КАЖДЫЙ - ХУДОЖНИК"

Инженер С. УСТИНОВ

(Зеленодольск)

В 1964 году я сконструировал и изготовил механизм, при помощи которого можно рисовать с натуры любые предметы и панорамы с передачей перспективы.

т

Прибор назван мною «натурограф». Его устройство ясно из чертежа. Для работы прибор крепится на треноге теодолита. Рисование производится карандашом, укрепленным в самописце, на листе ватмана 350 X 550 мм. I"Iojom линии подправляются вручную, рисунок дополняется деталями и обводится тушью.

Я был бы благодарен тем читателям журнала, которые найдут какие-нибудь интересные области применения «на-

турографа». •

Вскрыт нонверт с девизом «Мир». Автор — венгерский инженер И. КЕРЕ-КЕШ, о рисовальном калейдоскопе которого мы рассказывали в № 7 за 1965 год. Премии удостоена его новая работа — станок, наносящий орнаменты и водяные знани иа бумагу для важных документов. В основе работы станка лежит уже знакомый читателю принцип рисовального калейдоскопа (см. фотографии).

2. ОТ ДЕТСКОЙ ИГРУЩКИ ДО СТАНКА

Инженер И. КЕРЕКЕШ

(Будапешт)

Перебирая свои архивы, я обнаружил фотографии 1930-х годов, связанные с работой над первыми образцами рисовального калейдоскопа. Вот модель 1936 года. Хотя она изготовлена из дерева, на ней можно было получать почти такие же рисунки, как и на рисовальном калейдоскопе 1965 года. А вот во

что вылилось изобретение 30-летней давности: полностью механизированный рисовально-гравироваль-ный автомат для получения неповторимых орнаментов и узоров на денежных знаках и ценных бумагах.

ДИПЛОМ ЖУРНАЛА „ТЕХНИКА - МОЛОДЕЖИ"!

1. РИСОВАНИЕ — ВЗРЫВОМ

А. ОКСЮТЕНКО (Киевская обл., с. Вигуровщина)

Портрет Т. Шевченко, который вы видите на вкладке, сделан за несколько долей секунды с помощью... взрыва. Сначала я нарисовал портрет, затем насыпал порох на те места, которые должны получиться на рисунке темными. Теперь достаточно поднести зажженную спичку — и портрет готов.

2. ВЫШИВАНИЕ — КРАСКОЙ

П. КУЗЬМЕНКО (Киевская обл., с. Вигуровщина)

Пвйзаж, показанный на цветной вкладке, сделан на ткани с помощью обыкновенной швейной машинки. Правда, ее пришлось немного усовершенствовать, чтобы можно было осуществить новый принцип нанесения красителя на ткань. Суть его вот в чем: игла проходит сначала через пропитанный красителем войлок и переносит краску на подложенную снизу ткань. Поэтому над лапкой швейной машинки закреплена мисочка с отверстием для иглы. В мисочку положен войлок, пропитанный жидким красителем. Подбирая толщину игл и регулируя длину стежка, можно получить линии широкие, узкие, сплошные, точечные. Краску по мере расходования надо подливать пипеткой.

Для нанесения тушировки лапку с мисочкой необходимо немного приподнять, чтобы зубцы машинки не протягивали ткань. Полоска жести, зацепленная одним концом за подъемный рычажок, а другим за ушко для нити на корпусе, — вот и все, что нужно для нанесения растушевки.

Если рисунок должен быть цветным, меняется только войлок и цвета красок. За исключением тех случаев, когда требуется получить жирные сплошные линии, лучше применять

тонкие иглы, почти не оставляющие проколов. Для получения однотонного сплошного фона ткань слегка смачивается водой, тогда краски расплываются и ложатся более равномерно. При изготовлении рисунка я использовал черную тушь, бриллиантовую зелень (зеленку), синие чернила.

3. ПОЛИСТИРОЛ— СОПЕРНИК МОЗАИЧНЫХ СМАЛЬТ

Я. АНИКИН (Свердловская обл., Камышлов)

Технология разработанного мною метода ' изготовления картин проста: нагретым паяльником цветной полистирол отщипывается и приклеивается небольшими порциями на основу будущего панно.

В качестве основы можно брать картон толщиной не меньше 4 мм с шероховатой поверхностью (его надо набить на подрамник), древесноволокнистые плиты большой плотности, металлическую сетку (100—200 отверстий на квадратный сантиметр). Основа тонируется обычным клеевым грунтом нужного цвета. После того как грунт высох, основу нужно пропитать раствором полистирола в дихлорэтане, толуоле или ацетоне. Металлическую сетку желательно пропитывать раствором полистирола. После этого по заранее нанесенному рисунку нагретым паяльником наплавляется полистирол.

Панно, исполненные таким методом, дешевле некоторых мозаик, может быть очень ярким, цветистым, долговечным. Картины, изготовленные на металлической сетке, можно вывешивать на улице: ни дождь, ни солнце им не страшны. Большие возможности дает техника наплавления и для декораторов, оформляющих внутренние помещения зданий.

Конечно, у нового метода есть и недостатки — длительность изготовления (около часа на 1 дм2) и относительная грубость. Но мне кажется, что они вполне искупаются его возможностями (см. вкладку).

37

г-