Техника - молодёжи 1966-04, страница 29

Техника - молодёжи 1966-04, страница 29

п

ноз

И ИДЕИ

МАГИЯ СЛОВА

После публикации материалов по гипнопедии («Техника — молодежи» № 11. 1965) ■■ редакция получила много писем с просьбой подробнее рассказать о возможностях гипноза. Выполняем пожелание читателей.

Гипнотические явления издревле потрясали людское воображение своей таинственностью. Было время, иогда жрецы религиозных культов, погружая верующих в «священный сон», внушали им, что те переносятся в «загробный мир», разговаривают с душами умерших. И люди действительно верили, будто оии побывали в аду или раю, подобно героям «Божественной комедии» Данте.

В наши дни мистическая шелуха сорвана со здорового научного ядра гипноза. Гипноз стал обычным инструментом исследователя и врача. Умело используя силу слова, человек добивается поразительных зффеитое, ио никто уже ие расценивает гипнотические явления кан нечто сверхъестественное, потустороннее, непознаваемое. Разумеется, это вовсе не означает, что в явлениях гипноза все уже выясиеио досконально. Напротив, перед пытливыми исследователями Здесь непочатый край работы. Еще не объяснены многие психофизиологические механизмы вкушения, еще ие изведаны до конца все богатейшие возможности гипноза. А возможности эти поистине удивительны.

П. И. Буль проводит сеанс гипноза по телевидению, следя за поведением пациентов также с помощью телевизора.

Г

ФАКТЫ

П. БУЛЬ, кандидат медицинских наук

о произошло в одной из стран ■■■^Западной Европы. Человеку вынесли приговор: смертная казнь. И вдруг в камеру смертника пожаловали стренные пришельцы: они предложили отправить заключенного на тот свет «вполне гуманным способом», безболезненно перерезав ему вены на руках. Получив согласие приговоренного и разрешение властей, «экспериментаторы» в назначенный день к час явились к жертве, завязали ей глаза, перетянули предплечье жгутом и слегка надрезали кожу на запястьях рук. О кровотечении ие могло быть и речи — столь незаметны были царапины. Но находившийся тут же гипнотизер стал внушать испытуемому, что тот теряет массу крови, бледнеет, слабеет, у него начинается головокружение. И действительно, человек зашателся, побелел как мел и, бездыханный, рухнул на пол. При вскрытии врачи констатировали смерть от анвмии мозге. Под влиянием гипнотического воздействия кровь отхлынула от клеток коры больших полушарий, началось кислородное голодание, а за ним и агония. Человека убило слово!

То, что внушением можно вызвать нз только психические, но и физиологические, даже ярко заметные телесные изменения у испытуемого, известно давно. Еще в конце XIX века французские исследователи Бурри н Бюро поставили необычный эксперимент. Испытуемому, который впал в гипнотический сон, внушили, что его имя процарапано иа его же руке (на самом деле оно было начерчено тупым предметом). И — надо же! — вскоре на коже предплечья действительно проступили багровые буквы. Этот опыт многократно повторяли в разных вариантах, ио с неизменным эффектом и другие гипнологи. Например, немецкий психолог Крафт-Эбинг превращал таким образом мнимыв ожоги в реальные, а иркутский психиатр И. С. Сумбаев гипнозом «обморозил» человеку уши.

Постепенно волна изумления и любопытства, вызванная сенсационными гипнотическими экспериментами, сменилась трезвым научным подходом к этому интересному и многообещающему явлению. В наши дни гипноз в руках профессионалов стал надежным клиническим средством. Его применяют при лечении кожных болезней, наркомании (чаще всего алкоголизма), нервных расстройств, заикания, бессонницы. Гипноз обезболивает роды, помогает хирургу при операциях. Половина английских дантистов прибегеет к гипнозу при лечении зубов. Слово лечит!

Однако пользу гипноз приносит лишь в умелых руках.

Меня часто спрашивают: в чем заключается искусство внушения? Правда ли, что гипнотизер должен обладать феноменальной силой воли, властным характером, быть обязательно брюнетом с черными глазами, пронзительным взглядом и прочими атрибутами гастролеров XIX века?

Мне не раз удавались такие эксперименты. Ко мне в гипнотарий приходят пациенты. Ложатся, как обычно! на кушетки. В комнате стоит ширма. Из-за ширмы раздается голос гипнотизера. Люди постепенно погружаются в гипнотический сон. По окончании сеанса тот же голос заставляет всех разом проснуться. На вопрос о самочувствии получаю обычные ответы. Лишь один больной, электромонтер по профессии, добавляет, что привычный голос врача звучал на этот раз «несколько странно». А фокус в том, что за ширмой стоял обыкновенный магнитофон, иа ленту которого был записан мой голос. Вот вам и «очи черные»...

Удавалось мне проводить сеансы гипноза и по телевидению.

Разумеется, гипнотизер должен обладать глубокими знаниями, отточенной техникой, практическим опытом — но ведь и в пюбом другом деле нужны эти качества! Словом, гипнотизером может стать каждый. В наших медицинских вузах пресловутому «искусству гипнотизера» учат так же, как и другим предметам. В Харькове при Институте усовершенствования врачей созда

на кафодра психотерапии, гдо готовятся кадры гипнотерапевтов.

В Японии существует центр промышленной психологии, где технику гипноза, причем массового, постигают будущие организаторы производства. Отбор слушателей на курсы очень строг. Но опять-теки не властный характер и не пронзительный взгляд — основа этого «ценза». Глевное требование — высокое чувство ответственности, ибо в неумелых руках гипноз способен принести вред.

Надо сказать, массовый гипноз известен тоже с давних времен. Им пользовались на своих сборищах церковники, чтобы одурманивать легковерную паству, к нему прибегали завзжив «маг-иеткзвры», превратившие гипноз в орудие бизнеса. Сейчас массовый гипноз находит применение преимущественно в клиниках. Если в условиях шумной, многолюдной аудитории удается загипнотизировать примерно четверть всех собравшихся, то в клиническом гипнотарий — девять десятых.

Конечно, усыпить можно не всякого.

Широкие исследования, охватившие 8708 человек, показали, что из всего этого количества испытуемых 6% были совершенно нв гипнабипьны, 29% в слабой степени испытывапи влияние гипнотизера, а среди остальных лишь 15% впадали в сомнамбулическое состояние. Распространенное Мнение, будто женщины более восприимчивы к гипнозу, не соответствует действительности.

Легче всего гипнозу поддаются дети от 4 до 16 лет, труднее всего — глубокие старики, а также душевнобольные всех возрастов. Гипнабильность зависит и от типа нервной деятельности. Считается, что люди художественного типа более внушаемы, чем мыслительного, ибо первые впечатлительнее, у них богаче воображение, а вторые в большей степени склонны к критическому суждению, к строгому анализу своего состояния. Когда внушение идет с трудом, врачи прибегают к наркогипнозу: на первых порах усыпляют пациента с помощью снотворного, одновременно подавая словесные коман

24