Техника - молодёжи 1966-05, страница 21

Техника - молодёжи 1966-05, страница 21

Ну, а как наш «человек XXX века» воспринимает сегодняшнюю действительность?

С: Посмотрите-ка сюда: это звукозаписывающий аппарат.

V: Такой громоздкий? У нас они куда более миниатюрны и совершенны. А это что?

С: Очки. Чтобы лучше видеть.

V: Вы не можете видеть бев очков? Я вижу, здесь и людн не вполне совершенны. Какой-то музей древностей.

Ему попеременно дают бинокль, ножницы, подсвечник. V все это удивленно рассматривает. Когда в его руки попадают спички, ему объясняют, как добывался огонь. Медленными неловкими движениями трет коробку о спичку, та вспыхивает. Ожегшись, V отшатывается—

Широко известны гипнотические сеансы, когда испытуемому внушалось, что он из взрослого стал ребенком, и таким образом человек переносился в прошлое. В наших экспериментах, напротив, у испытуемого ожили представления, относя

щиеся к будущему. Разумеется, с точки зрения гипнотической практики наш случай ие представляет ничего принципиально нового. И все же он небезынтересен. В эксперименте была создана, если можно так выразиться, модель личности, знающей только нейтральный язык эсперанто. Мы увидели, как реагирует такая модель иа вновь воспринимаемые ею системы современных языков. Нам кажется, что педагоги, психологи и лингвисты, используя подобную модель, могли бы получить богатый материал.

Другой любопытный штрих: все вопросы испытуемого, все его ответы, все черты поведения — запас знаний, усвоенных задолго до начала опыта. В мнимореаль-иой обстановке все это органически входило в логически цельный сплав поведения, как у актера, вжившегося в роль. Но ведь у иас ие было- никакой предварительной репетиции, а тем более сценария! По-видимому, это заинтересует многих теоретиков театрального искусства.

Поэиание психофизиологических основ внушения рвзоблвчает пресловутые религиозные «чудеса» и помогает лечить больных. Приводим выдержку из английской книги о необыкновенных случввх.

ТЕРЕЗА НЕЙМАНН— ЖИВАЯ ЗАГАДКА

Т) страстную пятницу 1956 года ие-сколько тысяч человек собрались на улице перед домом одной скромной крестьянки в немецком местечке Коинер-срейт. Некоторые проехали десятки, сотни километров, чтобы попасть сюда именно к этому дню. Все оии жаждали только одного: увидеть Терезу Неймаин.

Тереза Нейманн — стигматичка: это значит, что иа теле у нее развились гтигмы, — раны, по расположению и характеру похожие иа раны распятого Христа.

Ее странная история началась

в 1926 году, когда Терезе было 28 лет. На левом боку, прямо против сердца, у нее появилась раиа, обильно источавшая кровь (заметим, что согласно легенде рана копьем была-, нанесена Христу в правый бок). Тереза истекала кровью и нв ранок вокруг головы, на кистях и ступиях. Вызвали доктора Отто Зейдля из ближайшего города Вальдзассена. Врач подробно обследовал Терезу, и в его отчете сказано, что раиа против сердца имеет длину около 4 см. Смазав кровоточащие места мазью, озадаченный врач уехал. Он был первым в длинном ряду специалистов, которые приходили, смотрели и уходили недоумевая.

Тереза ощущала мучительные болн вплоть до трех часоз утра 17 апреля, когда боль вдруг стала утихать и вскоре совсем исчезла. Раиы зажили, ие оставив рубцов. Впрочем, их едва ли можно было назвать зажившими: они затянулись

сухо? прозрачной пленкон, сквозь которую виднелась мышечная ткань. Немедленно вызвали доктора Зейдля, н он записал: «Это самый необычайный случаи. Раны не гноятся, не воспаляются Нет ни малейшей возможности подделки, о которой говорили некоторые». Прежде чем уехать, врач снова обмерил загадочные стигмы. Он нашел, что раиа на левом боку не изменилась в размерах н «застеклялась», как н все остальные. На кистях и ступнях раны были размерами с мелкую монету.

Некоторые утверждают, что раны Нен^ани являются результатом Длительного I самовнушения. Они указывают, что у некоторых людей «власть духа над плотью» достаточно велика, дабы вызывать у себя с помощью одной лишь воли ; начительные физические изменения. Так что произвольно вызванные боро-давк i и волдыри, говорят критики, вовсе не редкость.

В статье, опубликованной в журнале «Амгрикен Уикли» в октябре 1939 года, психяатр Морис Чанджел определял случай Терезы Неймаин как «религиозную исте >ию с автографизмом и дермографизмом». По его объяснению, последние термины означают способность некоторых лиц |в состоянии сильного эмоционального возбуждения вызывать на своем теле знаки, держащиеся, как он говорит, необычайно долго: «...возможно, по целым неделям». Когда это было напечатано, раиы Терезы Нейманн кровоточили уже 13 лет.

Тщательное обследование Терезы Нейманн установило: с 1926 года у нее имефтся открытые раны на кистях, ступнях,, «а лбу, на боку. Каждый год незадолго до страстной недели эти раны начинают кровоточить, и кровотечение продолжается всю следующую за пасхой неделю, иногда несколькими днями дольше. Обследование доказывает что это действительно кровь и что оиа начинает течь самопроизвольно. Стигматикам посвящена обширная литература, |гак как со времени появления крестных ран у Франциска Ассизского отмечено! уже свыше 300 таких загадочных случаев. В одно время с Терезой жили н другие стигматики, например, пресловутый падре Пио в Италии.

Случай с Терезой Нейманн номментирует ввтор книги «Гипноз и чудесные исцеления» профессор, доктор медицинских наук В. РОЖНОВ.

ЧУДО ПСИХОФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЧУДА

НЯ ожно назвать неснольно случаев, ногда у христианских фанатичен, особенно обостренно переживавших в своем воображении крестные муни Инсуса Христа, на руках н ногах образовывались постоянно нровото-чащне раны. Это явление, получившее специальное название стигматизма, впервые было обнаружено у монахини Катерины Сиенской, впоследствии нанонизированной на-толической церковью в святую. В 30-х годах уже нашего ввна среди населения западных областей Украины пользовалась известностью бат-

Качна села Млнны Львовсной области астя Волошин, у которой на рунах и ногах были «раиы Иисуса Христа». Уннатсное дуковвнство во главе с митрополитом Андреем Шептицкнм шнроно рекламировало это «чудо». О нем было написано много книг. Настю, явно страдавшую тяжелой формой истерии, причислили к ли

ку святых. Чем объяснить эти и им подобные «чудеса»?

Конечно же, могучим воздействием сильных переживаний, нервных потрясений на деятельность его организма. Казалось бы, это давно ни для кого не составляет сенрета. Тем не менее история вновь и вновь свидетельствует о том, что возможности этого воздействия постоянно недооцениваются. Врачебная прантнна показывает: широта и особенно снла влияния психики на тело у разных людей неодниакова. У людей с сильной, уравновешенной нервной системой даже самые глубокие эмоциональные переживания не вызывают резннх сдвигов в состоянии организма. Зато у личностей с усиленным эмоциональным тонусом, с повышенной нервно-психической чувствительностью не только реальные, но и воображаемые страдания (и даже радости) нанладывают глубокий отпе

чаток на деятельность внутренних органов, приводя иногда к серьезным болезненным нарушениям, Из-за аильного нервного потрясения или под влиянием самовнушения может возникнуть болезненное состояние, как бы воспроизводящее в модели то или иное тяжелое заболевание. Иногда начинается горловое кровотечение, нан у туберкулезных больных, появляются язвы, похожие на известные ножные заболевания. Может возникнуть и расстройство в деятельности нервов, управляющих поверхностными кровеносными сосудами ножн, как это и встречается у стигматиков. Опытного врача такое заболевание, нонечно, не смутнт: людям же, не имеющим медицинсннх знаний, оно может показаться эагад-ной, а при соответствующей настроенности и чудом. Конечно, не толь-но возникновение подобных болезней производит таное впечатление, чудесным кажется и исцеление от них. Дело в том, что эти состояния часто оназываютсл етоль Стойкими. что не исчезают даже после Длительного лечения лекарственными средствами Зато одио-два еильных воздействия на пенхнку подобных Сольных, заставляющих их мысли и чувства принять иное направление, несколько внушений в гипнозе — и болезнь проходкт, нв оставляя следа.

17