Техника - молодёжи 1966-05, страница 19

Техника - молодёжи 1966-05, страница 19

товкой к анестезии, устранить у больного страх и позволить значительно снизить дозы обезболивающих препаратов. Пробуждение тоже станет гораздо приятнее, а выздоровление, как показал опыт, пройдет легче. Кроме того, ткани у загипнотизированных больных кровоточат во время операции гораздо меньше.

Гипиоэ может найти себе применение при операциях иа мозге, когда больной должен сохранять сознание, при удалении миндалин или полипов, когда хирурги це любят прибегать к анестезии и поатому операции довольно болезненны.

Голландский психиатр, доктор А. Син-клер-Гибен, работающий сейчас а Эбер-дине (Шотландия), сообщил недавно об излечении гипнозом 60-летнего астматика. Астма у втого старика появилась 6 лет назад, когда ему было 54 года. Несмотря на лечение антибиотиками и вминофи-лнном, никакого улучшения не наступило, бесполезным оказался и кортизон. У больного развилась сильная синюха, ои

задыха \ся. Он был охвачен сильнейшим страхом и все время шептал; «Это конец, доктор, это конец!»

Тогда Синклер-Гибен начал гипнотизировать больного. Нужно было убедить старика успокоиться, потом фиксировать его взгляд, потом усыпить его. Первая стадия была самой трудной, так как больной напрягал все свои мускулы, надеясь этим облегчить себе дыхание.

Через 10 минут наступил глубокий транс. Врач приказал: «Теперь вы перестанете задыхаться и вам опять станет легко дышать». Тотчас же больной вачал дышать нормально, и сииюшность у него исчезла. «Вот уже 5 лет, как я не дышал так хорошо», — прошептал больной, прежде чем усиуть иа весь остаток дня.

Гипнотические сеансы повторялись через день. Впервые за многие годы больной мог спокойно спать всю ночь. Через 10 дней он был уже здоров и, уходя из клиники, в шутку станцевал перед остальными больными.

А теперь из обпвсти медицины перенесемся ■ область моделирования чепояечесиих переживаний. Выступает московсний врач-психиатр В, РАЯ-КОВ.

Под гипнозом болевая чувствительность притупляется настолько, что человек не ощущает даже сильные уколы (редний снимок).

ГИПНОТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Можно ли человеку почувствовать себя -"■-в будущем? Заметьте: не вообразить, не представить, а именно ощутить? Оказывается, да! Например, в состоянии глубокого гипноза испытуемому можно внушить. что он находится, скажем, на Марсе или на Венере и, допустим, вндит там экзотические растения, фантастических животных. Человеку можно внушить, что он. например, конструктор фотонной

ракеты. И тогда он сможет дать интервью воображаемым представителям прессы, нарисовать обобщенную схему работы двигателя.

Вовможные варианты опытов можно продолжать До бесконечности. Но, естественно, встает вопрос: а зачем это нужно? Что вто даст? Ведь загипнотизированный не был иа Марсе, Венере, не создавал фотонную ракету. Он поневоле будет вынужден обратиться к своей памяти, и тому, что он читал в книгах, видел в киио и т. п. Научная ценность такой «вкскурсии» иа другие планеты равна нулю? Не совсем. Для науки, изучающей человеческую психику, для изучения механизма актерского перевоплоще

ния, для управления собой, для сохранения душевного равновесия в самой необычной обстановке изучение подобных состояний человека очень важно.

Западные ученые считают, что иекото» рые подобные вксперимеиты могут окаваться полезными для психологической тренировки космонавтов, готовящихся высадиться на Луну, на Марс, на Венеру. Ведь в таком полете могут и, пожалуй, должны нозиикиуть трудности психологического характера (допустим, излишнее возбуждение, снижающее работоспособность, угнетающее воздействие холодного пустынного пейзажа и т. п.). Гипнотическое «моделирование» нысадки космонавта на планету смягчило бы, а мо-

Естественно, что в начале абзаца писали с большой буквы и, таким образом, не трудно установить: «Г. Нестеров» означает — господин Нестеров.

Но все эти довольно убедительные доводы не снимают еще нескольких вопросов. Что же побудило Нестерова забыть о своем первом проекте? Почему он, не очень-то легко менявший свои взгляды, через два года предложил совершение новый проект, ни в одной детали не повторявший проект 1910 года? Какие причины заставили его отказаться от реализации талантливо звдуманной конструкции?

есмотря на глубокую убежденность в собственной право--*"-те, Петр Николаевич не имел оснований не доверять авторитету Главного Инженерного управления, его воздухоплавательному отделу и самому начальнику отдела — Викен-тию Антоновичу Семковскому — непременному члену Совета Всероссийского Аэроклуба чуть ли не с первого дня его создания...

Может быть, Нестеров просто понимал, что дискредитированная заключением конструкция не может иметь успеха, что нельзя рассчитывать на материальную поддержну, без которой, будучи необеспеченным человеком, он ме мог построить свой самолет...

Как бы там ни было, не умевший топтаться на месте талантливый пилот-конструктор разработал второй проект, который некоторые биографы ошибочно принимали за первый либо отождествляли первый со вторым...

Хотя во втором проекте не было ни оригннвльного шасси, нн злеронов — в конструкцию было заложено несколько смелых новшеств, впоследствии реализованных в авиационной технике. В частности, Нестеров придал фюзеляжу

обтекаемую, торп< дообразную форму и создал новую систему управления.

Не удивительно, что н этот проект в мае 1912 года постигла участь предыдущего. Консервативные «авторитеты» не смогли или не захотели увидеть и помять то новое, что рождало идеи безвестного поручика Нестерова.

В 1912 году Нестеров получает звание военного летчика н вскоре совершает ряд выдающихся перелетов, обративших на него внимание почти всей прессы и общественности России, а «мертвая петля», совершенная впервые в мире 27 августа 1913 года, вызвала всеобщий энтузиазм, восторг и преклонение...

«Какой-то» поручик превратилсв в знаменитого летчика Нестерова, от которого бюрократам было уже ие просто отмахнуться. Поэтому в сентябре 1913 года Петр Николаевич без особых затруднений добился получения старого «Ньюпора IV», который он мог как угодно переделывать по собственному усмотрению. В сущности, зто была ие переделка, а создание нового самолета ив имевшихся частей. Так был укорочен фюзеляж, снят руль поворотов, сделано иовое хвостовое оперение.

На своем новом самолете Нестеров поднялся в воздух, сделал несколько испытательных полетов и доказал, что аппарат управляется бвз руля поворота.

Быть может, именно зти работы впоследствии способствовали забвению первой конструкции Нестерова. До сих пор не обнаружены ни ее чертежи, ни описание. Отнаэ полковника В. Семковского позволяет составнть лишь лрнблиэитель-ное представление о замысле изобретателя. Но хотелось бы надеяться, что зта архивная находка поможет историкам авиации установить судьбу первого авиационного проекта великого русского летчика.

/