Техника - молодёжи 1966-06, страница 32

Техника - молодёжи 1966-06, страница 32

МАШИНА И ВЕСНА

Мотор семитонного МАЗа • разводах мазута и масла звучит, как органная месса, — машины могучая масса внезапно срывается с места. За ней поднимается пыль! Как ярый поэт на эстраду, разгневанный автомобиль врывается на автостраду. Затем, прогибая шасси, покончив

с медлительной скованностью, машина летит по шоссе со все возрастающей скоростью! Темнее, чем шахтная крепь, под свист одинокой тростинки вращается круглая степь, как диск патефонной пластинки. Попробуй ее полосы коснись грандиозной иглою, и сразу она поразит твой слух виртуозной игрою, и разом ударит оркестр, и рухнет вечерняя дрема, и небо взорвется окрест раскатом весеннего грома! Сквозь солнце,

сквозь синие ветки, сквозь запах зеленого марта, машина проносит, как ветер, аккорды гремящего марша! И славит холодный рассвет, тугого руля напряженье, и вечность, и яростный свет стремительного движенья!

Юрий ПАНКРАТОВ

Н. ГОРБУНОВ и Е. ФЕДОРОВСКИЙ, наши специальные корреспонденты

„Я поглядел на amy речушку аз окна автобуса а сразу потерял к ней всякое уважение. Не Волга, не Енисей, не Ангара и даже не Кама... А потом, когда спустился к берегу, мне даже перед собой стало совестно за эти мысли. Скалы трясутся от ее топота! Мчатся Нарын со скоростью 60 километров в час. А столб еоды — 25 — 30 метров!.."

В. Серебряков, монтажник ,^Лы переделываем землю. Взрыеаем горы. Переделываем себя".

А. Левченко, комсорг участка

Левый берег просил: нужны бульдозеры. Там надо было расчищать площадку, подтаскивать многотонную арматуру. А кругом ущелье, камни. Переправ нет. Нарын в этом месте глубок и стремителен.

— Может, все же найдем путь через горы? — спрашивал инженер Буш-ман, озабоченно протирая большие очки, которые делали его чем-то похожим на дятла.

Хуже всего начинать какую-нибудь работу, а в голове держать мысль, что можно ее сделать по-другому, легче и быстрей.

На разведку пошли Бушман, альпинист Владимир Аксенов с женой Галиной, тоже альпинисткой, бульдозерист Анатолий Курашов.

Апрель сгонял с гор снега. Сотнями водопадиков устремлялись к На-рыну ручьи. Ноги проваливались на талых сугробах. Поднялись на хребет левобережья путем крутым и опасным. Строить дорогу, взрывать скалы, расчищать их от камней — значит потерять несколько месяцев.

Словом, вернулись разведчики ни с чем. И тут кому-то пришла мысль перетащить машины на тросах. Натянуть стальные канаты колеей и по ним пустить бульдозеры. Одни предлагали снять гусеницы и перевезти машины на катках, другие советовали просто подвесить их и каким-ни-будь рычагом, как краном, перебросить на ту сторону. Говорили так, будто речь шла о переброске детских колясок, а не пятнадцатитонных ма-хнн. Советчиков было много, хотя о подобных методах переправы никто никогда не слыхал.

— Я гляжу иа ребят,—рассказывает бригадир скалолазов Владимир Аксенов, — никто из них, услышав об этом, даже бровью не повел. Не удивишь1 Я вот как-то хотел ошеломить своего соседа. «Почему, — говорю, — радио не включил? Наши космонавты на Луиу высадилнсь1» И вы думаете, он поразился? Как бы не так1 Только и спросил: «Ну, что там, правда пыли много?»

Владимир хохочет. А мне вспоминается разговор, который я услышал

в Токтогульском аэропорту несколько дней тому назад. Сидят две старушки у кассы и судачат:

— Приезжаю я к ним в горы...

— На чем приехала-то?

— Да на «Антоне»...

И так это сказала, будто в телеге прикатила.

Однако сам Владимир, пожалуй, немало бы удивился, если бы ему. когда он заканчивал институт физкультуры, сказали, что будет преподавать альпинизм... на стройке, будет учителем и бригадиром скалолазов.

Горы здесь навалились на Нарын с обеих сторон, сжалн, стнснулн, река бьется на дне глубокого ущелья. Поглядишь вверх, зазубренные края гор теряются где-то в облаках.

Перед Аксеновым стояла задача— создать бригаду скалолазов-верхолазов для самых опасных работ. И одновременно все члены этой бригады должны стать инструкторами альпинизма. Учнть других. В короткий срок надо подготовить к работе на горных кручах не менее трехсот человек плотников, монтажников, буровиков, слесарей, электриков...

Конечно, одни справиться с этой задачей Владимир не мог. Он обратился к альпинистам Киргизии, среди которых у него было много друзей. Приехали Анатолий Сергеев и Элла Насонова. Потом уговорнлн Анатолия Балинского. Здесь, на

О d

i ■

28