Техника - молодёжи 1966-12, страница 12

Техника - молодёжи 1966-12, страница 12

Рассказывает ученый секретарь секции тары научно-технического совета Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности Б. ВАЙСМАН

ТАРНЫХ

Один древний философ утверждал: человеку ничего не нужно, кроме разве что самого необходимого. И это не были пустые слова. Когда Александр Македонский, властитель огромной империи, обладатель несметных богатств, предложил ему: «Назови любое желание. Обещаю тебе исполнить его», то услышал в ответ такую просьбу: «Отойди, ты загородил солнце».

Чудака звали Диогеном. Это он, считая бытовые удобства излишней роскошью, сделал своим обиталищем простую винную бочку. Как видно, даже скромняга философ, отказывавший себе буквально во всем, не смог обойтись без... тары! И недаром отнес ее к предметам первой необходимости, оценив по достоинству многогранность ее применения.

Тара... Слово это происходит от арабского «тарха» — «то, что надлежит выбросить». Не потому ли у наших хозяйственников бытует пренебрежительное отношение к одному из самых замечательных изобретений человеческого разума?

Ну, а если по-серьезному — стоит ли затевать разговор на столь обыденную тему, как «проблема тары»? Да и проблема ли это? Что тут может быть важного и тем более интересного?

Откройте книгу «Ленинград в блокаде», написанную Д. В. Павловым, бывшим уполномоченным по продо-вольственному снабжению войск. Полные трагизма страницы героической эпопеи — вроде бы какое отношение имеют они к нашей теме? Самое прямое: именно от качества упаковки порой зависела жизнь голодающих ленинградцев: «Мешки из неплотной ткани имели по нескольку заплат, что приводило к большой потере муки, а ящики, сколоченные на живую нитку, ломались; вследствие недостатка жиронепроницаемой бумаги пищевые продукты часто упаковывались в простую или печатную бумагу, из-за чего до 20% жира впитывалось в бумагу. Предприятия, не

обеспеченные ящиками, нередко отгружали консервы в банках навалом...» И неспроста автор делает вывод: «В нашей стране при ее громадных пространствах перевозимые грузы подвергаются различным температурным и климатическим влияниям и неоднократным перевалкам. В этих условиях тара должна быть исключительно прочной и плотной. Изготовление ее надо поставить в широких масштабах с применением новейших технических средств».

Несколько сегодняшних цифр: много миллионов янц гибнет ежегодно при транспортировках в деревянных ящиках, набитых соломой или стружкой. Между тем применение картонных прокладок с ячейками-углублениями (кстати, широко распространенных за рубежом) сократило бы бой яиц на 5 млн. штук. Бугорчатые картонки намного легче и вместительнее ящиков — экономия на грузоперевозках. Их не надо сколачивать (они штампуются на фабрике — сберегаются гвоздн и рабочие часы).

Еще пример. Из-за плохой упаковки у нас бьется более 15% стекла. Столько же пропадает удобрений при транспортировке их навалом, без упаковки.

Тара — это действительно государственная общенародная проблема! И не только у нас.

«В 1960 году только две отрасли промышленности превзошли тарное производство — автомобильная и сталелитейная. На долю производства тары и средств упаковки приходится около половины всего потребления бумаги в США и около 10% стали». Эти слова, взятые из книги «Ресурсы США в будущем» (Москва, «Прогресс», 1965). говорят сами за себя. Следует добавить, что при Пентагоне создано особое управление, занимающееся разработкой — нет. не новых видов вооружения, а — чего бы вы думали? — той самой «никчемной», «банальной», «неинтересной» вещи, которую «надлежит выбрасывать»... Оказывается, боеспособность армии

во многом зависит от качества и количества тары. Неспроста 10% военного бюджета США ассигнуется на тару. В Мичиганском же университете готовят специалистов по упаковочной технике — для гражданских нужд.

В любой цивилизованной, технически развитой стране проблема тары — одна из самых насущных и важных.

В 1912 году в Росснн было всего 79 бондарных и сундучно-ящичных мастерских и артелей с 3.5 тыс. рабочих. Теперь в нашей стране около полумиллиона человек на 10 тыс. предприятий и цехов выпускают деревянную и картонную тару. Только за 20 послевоенных лет потребление крупного леса на производство тары возросло более чем в 7 раз. Ничего не скажешь, цифры впечатляющие. Это если смотреть, так сказать, ретроспективно — сравнивая то. что есть, с тем, что было. А если равняться на требования, предъявляемые сегодняшней экономикой, и возможности, предоставляемые современной передовой технологией?

Из картона у нас делается не Солее 14—15% тары. Остальные 85% — из дерева. Между тем за рубежом (в США, например) удельный вес картонной тары превышает 80%. Если потребление древесины в производстве тары останется у нас на том же уровне, то к 1980 году только для этих целей будет изведено свыше 1,3 миллиона га лесных угодий — больше, чем их имеется во всей Англии. Конечно, наша страна куда богаче зелеными ресурсами, нежели Англия (1,3 млн. га) да еще в прида-

8

а

*

я ж В а >а

¥ а