Техника - молодёжи 1967-01, страница 27— Между прочим, — сказал доцент, — мне привелось побывать близ Баальбек-ской веранды, хотелось самому посмотреть. И вот что я обнаружил в арабских селениях вблизи Баальбекской веранды. Любопытно, что в других местах таких строений нет. Он передал нам фотографию (ф о-то 1). — Крыши хижин напоминают головки ракет! — увлеченно воскликнул поэт. Археолог посмотрел и поморщился. — А почему вы не вспоминаете об индеиских вигвамах, о шалашах хотя бы? Тоже конусообразная форма. — Но здесь ведь обтекаемая! — заспорил поэт. — Нет1 Вы нам подавайте древнее изображение корабля, — сказал профессор, — а не современный рисунок по старому описанию или сомнительное отраж ние в архитектурных формах. Находятся горячие головы, которые и в церковных куполах готовы увидеть ракеты. — Есть и древние изображения,— спокойно сказал доцент. — Вот (ф о-т о 2). Это наскальное изображение в Бистуне. Оно было сделано тысячелетия назад на перекрестке караванных путей в Иране. Здесь изображен царь Дарий, а перед ним парящая фигура бога Ахурамазды. Любопытно, что летающий «бог мудрости» изображен парящим в воздухе, сидя в некоем подобии ящика. Он держится руками за кольцо или рулевое колесо. А под ящиком виден как бы веер лучей, могущих олицетворять реактивные выбросы ракетного устройства — А что тут написано клинописью? — спросил поэт. — Текст на трех языках говорит о том, как мудрый бог помог Дарию стать справедливым и познать правду и истину, то есть в современном смысле слова науку. — Очень вольное толкование, — скептически заметил профессор. — Могу показать и это, — протянул нам доцент еще одну фотографию (фото 3). — Япония? — поинтересовался поэт. — Древняя страна Ямато. Очень эффектно в цвете. С неба спускается огненное тело на радость людям и на страх «духу зла». Однако самым любопытным, пожалуй, здесь надо считать то, что на огненном теле изображен... штурвал. — Простите, где хранится картина, сколько ей лет? — Свиток сделан в начале нашего тысячелетия, подлинник хранится в Академии художеств в Гонолулу. Он, очевидно, отражает какие-то древние предания. — Справедливость требует заметить, что штурвал изобретен лишь двести пятьдесят лет назад, — сказал инженер. Профессор молча сопел. Ему все еще было мало. — Это пока не научное доказательство. Мало лн что можно нафантазировать. Черта могут нарисовать с рогами, хвостом, с копытами. — Фантазия опирается на опыт. Это марксистское положение. Черт с рогами, хвостом и копытами не такая уж нереальная выдумка. Он синтезирован из знакомых деталей: рога и копыта козла, хвост другой скотины, а туловище человеческое. Кстати, так же синте зирован и дракон. Поэтому, когда спорят об этом наскальном изображении на скалах Сахары (фото 4)... — Великий бог марсиан! — воскликнул поэт. — Когда спорят о нем, надо помнить, что лежит в основе фантазии. — Старо, — сказал археолог, отодвигая фотографию «Великого бога марсиан». — Типичный рисунок жреца в ритуальном одеянии. А на голове у него маска. В древние времена их делали из тыкв. — Допустим, ритуальное одеяние, — стал наступать поэт. — Но ведь это безразлично — рисовать ли картину, лепить ли скульптуру или шить наряд. Нужна фантазия художника! Что же легло в основу этой фантазии? Не предание ли, переходившее из поколения в поколение? — А вот и еще один великий бог марсиан, — сказал Феликс. (фото 5). — Видите, та же конфигурация, тот же воротник по размерам больше шлема. — Где это найдено? — поинтересовался инженер. — Это гангу, каменная скульптура, найденная при раскопках в местечке Камакаи префектуры Аомори в Японии. — Здесь есть дополнительные детали, — пошел в бой археолог. — Женская грудь! Возможно, мы имеем дело с богиней плодородия, изображенной древними. — А вот еще одна каменная скульптура, — показал доцент фотографию (фото 6). — Здесь уже различимы узоры, покрывающие фигурку. Они позволяют судить о некоторых иных деталях «богннн плодородия», — с сарказмом сказал он, обращаясь к археологу. — Как видите, здесь уже не стилизованная голова, а бесспорный шлем, да еще с очками!.. Зачем богине плодородия очки? И что означает серебряный орнамент, в который стоит всмотреться? — Спираль, — объявил инженер. ® — Ну и что? — отмахнулся археолог. — Спираль известна с незапамятных времен. — Но стоит вспомнить и о том, — сказал поэт, — что спираль — форма галактик. Она видна отовсюду всем разумянам, если так можно сказать, в какой бы части космоса они ни на- 3
|