Техника - молодёжи 1967-01, страница 30

Техника - молодёжи 1967-01, страница 30

■Д'

Г!,

"а, да, Риббентроп! Вот' еще один, которого мы забыли повесить!» — громко сказал Герииг сидевшему рядом с ним бывшему министру иностранных дел гитлеровского рейха после того, как кончил давать показания генерал Эрвии фон Лахузеи-Виремонт.

Бывший генерал австрийской армии Лахузен изменил своей родине и пошел служить Гитлеру. Он был заместителем адмирала Канариса, начальника гитлеровской военной разведки — абвера. На протяжении всей своей службы он, быть может даже с ведома Канариса, вел секретный шифрованный' дневник, в котором описывал важнейшие этапы операций абвера.

Американцы и англичане учли заслуги Лахузена как одного из основных свидетелей обвинения иа Нюрнбергском процессе, и вскоре освободили его из тюрьмы. Разыскав свой диевинк, Лахузен расшифровывал его небольшими порциями. Эти записи пролили свет на некоторые события второй мировой войны, в частности на историю шпионажа и диверсии абвера в США и Англии.

Технические военные секреты особенно интересовали гитлеровскую разведку, и задолго до начала второй мировой войны адмирал Каиарис начал создавать шпионскую сеть в США. Но как стало известно из дневника Лахузеиа, американская контрразведка — ФБР — дважды нанесла абверу чувствительные удары. Сначала агенты Канариса провалились на попытке завербовать одного американского генерала, который тотчас сообщил об этом в ФБР. Причиной второго провала оказалось знаменитое дело о похищении германскими агентами секретного американского бомбардировочного прицела «Норден»...

Список арестованных американцами немецких шпионов открывало имя Фредерика Дюкесна, одного из самых старых агентов абвера. Гражданин Южно-Афрнкаиского Союза, Дюкесн был арестован англичанами еше во время англо-бур-ской войны, и его приговорили к пожизненному заключению за шпионаж. Сосланный на Бермудские острова, он был освобожден через несколько лет. Вскоре после начала первой мировой войны он прибыл в Лондон под видом австралийского офицера. Его деятельность в Англии ознаменовалась участием в организации диверсии иа английском тяжелом крейсере «Хемпшир», взорвавшемся в Северном море. На этом крейсере находился английский маршал Китченер, направлявшийся в Россию. С приходом германских нацистов к власти Дюкесн появился в США в качестве эксперта по авиации.

Вторым важным агентом, арестованным в 1941 году, был Герман Ланг. Именно этот человек и украл полный комплект чертежей авиационного бомбардировочного прицела «Нордеи». Ланга разыскал и привлек к работе иа Германию один из резидентов абвера, майор Реикен, руководивший из Гамбурга деятельностью шпионов в США, Англии и других западных cipanax. Ренкен был одним из тех, кому Каиарис поручил создание новой шпионской сети в США.

Реикен начал с того, что разыскал своего старого знакомого Дюкесна, ие пострадавшего при первом разгроме германской шпионской сети. Связными между ними были плававшие иа пассажирских судах стюарды.

Один »з таких связных летом 1937 года привез в Гамбург Ренкеиу спрятанное в трости донесение Дюкесна и, кроме него, положил иа стол небольшой предмет, похожий на какую-то самолетную деталь. Ренкеи переслал ее в

ШЩ

нш

Л. ВАСИЛЕВСКИЙ, В. ВЕЛЛЕ Рис. Р. Авотина

штаб воздушных сил в Берлин. Оттуда ответили, что вещица ие представляет интереса.

Спустя три недели связной вновь прибыл из США и привез в своей трости две тщательно свернутые кальки.

— Что вы еще привезли? — спросил Ренкеи. — Где вы это откопали?

Стюард объяснил, что он познакомился с немцем, живущим в США и работающим контролером на- конвейере военного завода фирмы «Норден». Передавая эти материалы, немец сказал, что они имеют большую ценность.

Ренкен не мог сам разобраться в привезенных чертежах и отправил их в авиационное министерство в Берлин. Вскоре оттуда пришел ответ, гласивший: «Материал не представляет интереса. Очевидно, кто то хочет получить любым способом деньги...»

Но Ренкен знал, что человек, передавший кальки, отказался от всякого вознаграждения. Ои не поверил, что его материалы ие представчяют ценности, и решил проверить все сам.

В конце 1937 года под видом солидного немецкого инженера, отправившегося в деловую поездку, он отбыл в США. В Нью-Йорке он остановился в аристократическом оте лс «Астория» и на протяжении нескольких недель работал не покладая рук в компании с Дюкесном и другими своими агентами.

Однажды вечером Ренкен встретился с человеком, передавшим кальки, — Германом Лангом.

Ланг держался недоверчиво и сдержанно, но спустя некоторое время, проникшись доверием к собеседнику, рассказал, что завод, иа котором он работает, выполняет секретную работу для американских военно-воздушных сил, изготовляя новейший бомбардировочный прицел.

— Посланные вам кальки составляют лишь часть комплекта чертежей прибора. Ничто не может сравниться с этим прицелом, и я хотел бы, чтобы Германия тоже имена его на вооружении.

В начале 1938 года Ренкен вернулся в Гамбург с полным комплектом чертежей прицела «Норден». Не доверяя экспертизе министерства авиации он решил сам поехать в Берлин. Когда ои доложил дело Канарису, тот в волнении стал ходить по своему кабинету.

— Ренкен, вы себе представляете, что вы нам привезли?

В разговор вмешался эксперт:

— Многие месяцы мы пытались раздобыть это... У нас были смутные сведения о каком-то новом прицеле для бомбардировщиков. Но до сих пор никто не мог ничего толком узнать. Между нами говоря, усовершенствованный бомбардировочный прицел, которым мы сейчас располагаем, «дерьмо на палочке» по сравнению с прицелом «'Норден». Мы вынуждены были строить столько пикирующих бомбардировщиков типа «штукас» только потому, что эти самолеты способны более или менее надежно поражать цели. Ваша штука полностью перевернет нашу бомбардировс iyio стратегию.

Канарис тут же связался с генералом Удетом, ближайшим сподвижником Геринга по авиации. Удет был одним из самых умных людей германских ВВС. Спустя неделю тот подтвердил, что Ланг действительно выудил бесценную жемчужину.

Технические эксперты Люфтваффе были уверены, что германская промышленность сможет воспроизвести прицел «Нордеи». Прототип был заказан немедленно, а Реикен получил приказ уговорить Ланга приехать в Германию.

26