Техника - молодёжи 1967-01, страница 31

Техника - молодёжи 1967-01, страница 31

Ему было отправлено через стюарда письмо, где его приглашали в Германию под предлогом свндаиия с родственниками. В начале лета Ланг с женой отправился в Гамбург, а оттуда в Берлин...

Здесь Ланг немедленно был принят экспертами в министерстве авиацнн, и ему показали изготовленный по его чертежам прицел «Норден». После внимательного осмотра Ланг заявил:

— Безукоризненно!

На протяжении нескольких недель он ежедневно встречался с экспертами, раскрывая перед ними методы организации серийного производства прицела «Норден».

Между тем Канарнса начала волновать дальнейшая судьба Ланга. Его беспокоила мысль о возвращении этого агента в США. Он приказал Ренкену уговорить Ланга остаться в Германии. Но последний категорически отказался и спустя некоторое время отправился обратно в Америку.

Приближалась война, и майор Ренкен начал беспокоиться о проблеме связи со своей американской агентурой. Канарнс не раз упрекал его в неумении организовать радиосвязь между США и Германией. И как раз в это время один нз офицеров абвера сообщил Ренкену, что в Германии находится Гаррн Себольд, немец-инженер, приехавший из США повидаться со своей матерью.

У Себольда был похищен паспорт, и полиция направила его в отдел контрразведки. Здесь Себольд высказал восхищение порядками в Германии и даже дал понять, что готов кое-что сделать для третьего рейха.

Ренкен подробно расспросил Себольда. Конечно, он рисковал. Но Германия уже находилась в состоянии войны с Англией, и связь с Америкой была затруднена и осуществлялась медленно. К тому же Ренкена крепко критиковали в Берлине. Себольд был завербован в качестве радиста. Для обучения новой специальности его задержали на некоторое время в Германии.

В конце января 1940 года Себольд прибыл в Нью-Йорк. Здесь ему надлежало открыть бюро технических услуг для прикрытия истинной деятельности. Пока он собирал свой коротковолновый передатчик, связь с абвером поддерживалась через агента-стюарда парохода «Джордж Вашингтон:», курсировавшего между Нью-Йорком н портами Испании.

Будучи единственной связью абвера с Германией, Себольд вскоре узнал всех агентов германской шпионской сети в США.

ГГолько в начале 1940 года Канарис и Ренкен серьезно стаяли думать о дальнейшей судьбе своего агента Ланга. Германская авиация, уже снабженная этим прицелом, совершала сокрушительные налеты на Британские острова, н Канарис был уверен, что рано или поздно в руки англичан попадет прицел «Норден», изготовленный в Германии. Он не сомневался, что характеристика обнаруженного прицела немедленно будет англичанами передана в Вашингтон. Поэтому Лангу было необходимо срочно покинуть США н вернуться в Германию через Южную Америку. Однако из-за британской блокады связь была нарушена, и абвер не имел непосредственной связи с Лангом. Пришлось послать шифровку Себольду...

7 марта 1940 года Ланг явился в бюро технических услуг Себольда на 42-й улице в Нью-Йорке. Когда Ланг уселся напротвв Себольда, упиравшегося спиной в голую стену, он чувствовал себя очень неловко нз-за сильного света в комнате, но не придал этому никакого значения.

Себольд прямо заявил ему, что работает на абвер, и, если

Ланг будет вести себя, как подобает настоящему немцу, то ему гарантируется возвращение в Германию и 30 тысяч долларов...

В этот момент мощная вспышка ослепила Ланга. Когда он раскрыл глаза, Себольд, улыбаясь, смотрел на него. Наивный н неискушенный немец так ничего н не понял...

— Ну, — сказал Себольд, — позвольте в вашем лице приветствовать прекрасного солдата фюрера.

Когда за Лангом захлопнулась дверь, на лице Себольда появилась довольная улыбка: ои был сотрудником Федерального бюро расследований.

На первое время американцы оставили в покое Ланга и остальных выданных Себольдом агентов абвера в CIIIAi ограничившись слежкой за ними.

В мае 1940 года Себольд установил радиосвязь с абвером и до 1941 года продолжал передавать сообщения в Гамбург н получать оттуда шифровки с заданиями по шпионской работе. Для большей достоверности американцы время от времени передавали н точные данные по вопросам, не имевшим стратегического значения.

Летом 1941 года вооруженное столкновение США с Германией стало неизбежным. Вашингтон отдал распоряжение приступить к ликвидации германской шпионской сети.

Ланга арестовали 30 нюля. Следствие повергло его в состояние сильнейшего нервного расстройства. Его пришлось поместить в госпиталь, откуда он вышел только 2 сентября — в день начала суда над агентами секретной организации абвера.

Вероятно по совету адвоката, «верный солдат фюрера» упрямо твердил на суде, что действовал под нажнмом нацистов. Он говорил, что, прнбыв в 1938 году в Гамбург, был встречен там человеком нз гестапо, который под угрозой ареста заставил его отправиться в министерство авиации в Берлине. Там ему угрожали репрессиями в отношении его родственников, живущих в Берлине, если он не согласится передать чертежи прицела «Норден».

Самыми интересными были показания самого Себольда. Он рассказал, что, прибыв в Германию, потерял паспорт, вернее, его украли агенты абвера. Ему угрожал арест. Это заставило его пойти на предложенную абвером сделку в обмен на возвращение паспорта. Но, дав согласие, он в то же время рассказал обо всем американскому консулу. Тот приказал сделать все, что требовал от него абвер, и таким образом получить ключевой пост в германской сети в США.

Покидая Гамбург, Себольд имел при себе 1000 долларов, ■ 4 микрофильма, которые должен был проявить только по прибытии в Нью-Йорк: на них были сняты списки всех немецких шпионов, крепко осевших в США. В нью-йоркском порту его встретили два агента ФБР, которым он передал деньги и микрофильмы, а затем с их помощью открыл техническое бюро на 42-й улице.

Нью-йоркский процесс тянулся три месяца и закончился уже после вступлении США в войну, в декабре 1941 года. Как н другие шпионы, Ланг был признан виновным и осужден на 14 лет каторги. Но вскоре после войны американцы его освободили, найдя в лнце немецких реваншистов верных союзников. Ланг отправился в ФРГ, где и работает на одном из военных заводов Баварии.

На первый взгляд может показаться, что американская контрразведка и гитлеровская разведка проявили высокий уровень работы. На самом же деле нх деятельность содержала грубые ошибки, поразительную беспечность и неумение организовать связь — важнейший элемент разведывательной работы.

ХРОНИКА „Т1Г

ПОЧЕТНЫЕ ДИПЛОМЫ журнала «Техника — молодежи» вручены четырнадцати старейшим работникам

станцнй юных техников СССР. •

РЕДАКЦИЯ ПРИНИМАЛА писателя Райнера Кирша и фотокорреспондента Томаша Бнлларда нз ГДР.. приезжавших для работы над книгой о Советском Союзе.

ПО ПРИГЛАШЕНИЮ «ТЕХНИКИ — МОЛОДЕЖИ» главный редактор журнала «Югенд унд техник» (ГДР) Гаинц Крочек посетил Москву. Ригу, Таллии для ознакомления с предприятиями и молодежными строинамн.

С ОТВЕТНЫМ ВИЗИТОМ в связи с награждением Международной премией «Руж а аер» («Красное и зеленое») за лучшую научно-популярную книгу года, научный редактор журнала К. Гладков выезжал в Бельгию.

Член редколлегии журнала пкса-тель-фантаст А. Днепров выезжал в Польшу для встречи с писателями.

На заседаниях лаборатории

«ИНВЕРСОР» были заслушаны доклады-инженера Ю- Медведева «Универсальное грузовое судно», изобретателя И. Эльшанского «Измерители плотности» н изобретателя А. Вольбергв «Движущийся тротуар в современном городе».

27