Техника - молодёжи 1967-01, страница 46ш CC-jftuum »ге«»®ви " П.. • ' Г/ГДЛАИГИ"»" Миниатюры ИЗ жизни РОБОТОВ в — Что такое ад? — Устаревший термин для обозначения неуправляемых процессов в ядерной физике... # — Зачем ты принес сюда рогатку? — Хочу получше рассмотреть птичку, кото рая вылетит из этого аппарата. ф«Меняю прекрасную четырехкомнатную квартиру иа любую комнату в антитранзисторном районе». ф — Что такое телепатия? — Активная форма психопатии, часто возникающая на почве комплексных просмотров телепрограмм. ф Из объявления, высеченного на камне на центральной площади в Афинах: «Ввиду отсутствия газа в скважине Дельфийский оракул временно закрыт». # «По случаю общегалактического воскресника просим всех прибыть на очистку Солнца от пятеи». И. ИВАНОВ, Ленинград Рис. Н. Р у ш е в а Великое в колыбели Цезарь на велосипеде ?! На каменном саркофаге, который находи ся в Национальном музее в Риме, можно разглядеть человека на велосипеде или очень похожей самокатной машине. Саркофагу по меньшей мере 2 тыс. лет. Группа итальянских археологов выступила с утверждением, что таков же возраст и велосипеда. Отсюда следует два любопытных предположения. Во первых, не ездил лн Цезарь в Капитолий на велосипеде? А во-вторых, ие приобретает ли в связи с этим новую окраску известная погозорка о людях, «изобретающих велосипед»? КОГДА —— УЛЫБАЕТСЯ СТАЛЬ. (Маленький очерн о большой нолленции) Т{*оллекции. как известно, бывают разные. Марки, открытки, старинные монеты, карандаши... Но коллекции московского инженера-энергетика Петра Миновнча Матко носит в этом смысле несколько необычный характер. Здесь и книги, и рисунки, и статуэтки, и экслибрисы. значки, медали, этикетки, марки, публикации с авторскими азтографа-ми н т. д. и т. п. Короче говоря, все, что связано с именем замечательного чешского писателя Ярослава Гашека и его прославленного героя Иозефа Швейка. Собственно говоря, это уже не коллекция. Это музей. Он так и наэы-в ется —- «Музей Гашека», Москва, Измайловский проезд, дом 6-а, кв. 54. Отсюда многочисленные нити ведут в самые различные города нашей страны, в Чехословакию, ГДР, Польшу. Познакомимся с некоторыми экспона-Ti ми. Точнее, с представителями лишь одной группы — со статуэтками Швейка. На столе выстроились в шеренгу стальные фигурки. Вравый солдат Иозеф Швейк... Швейк и собака... Швейк в раздумье... Швейк в дороге... 27 стальных Швейков. Но выполнены они совершенно различными средствами. Вот ваше внимание привлекают скульп-турки, будто вылепленные из стали. Сколько ни смотришь, не можешь разгадать секрета мастера. Поражает выразительность и плавность линий. Но достигается это ие деталировкой, а чем-то другим, неуловимым и незнакомым. Петр Мннович Матко приходит на помощь. — Худо «ественная сварка, — говорит он. — Не слышали? Эти фигурки прислал мне Милан Кутина из чехословацкого города Хомутова. Милан — ин структор по художес венной сварке в молодежной студии. Сам по себе метод несложный: расплавленный металл капля за каплей наносится на стальную подставку. Плавит Милан газосварочным аппаратом, а затем швы и неровности сглаживает раскаленным электродом. Можно таким же образом «накапывать» точечный контур, плоские изображения. Конечно, надо обладать некоторым опытом и, главное, художественным вкусом. Кстати, у нас! кажется, такой метод не очень-то популярен. А жаль... А вот нечто другое... В свое время, как известно, Швейк продемонстрировал стойкость в обращении с взрывчаткой, за что и был награжден медалью. Рабочий типографии Лаймои Янович Умпал из Риги решил наделить гашековского героя сверх того и «термостойкостью». Умпал взял огнеупорный материал — шамот, расплавил его и влил в форму. Через некоторое время на свет появился великолепный светло-коричневый огнеупорный Швейк. «Никак нет1 Tyi оплавкость мне не свойственна! Мне характерна мягкость и пластичность. Я — из hiokoj ада. Есть повторить — шо-ко-лад1 Моя слабая термостойкость всем известна. Oi а даже скромней меня делает: я всегда в углу, в тени... Я сам на других со стороны смотрю. Мнение человека, который смотрит со стороны, больше ценится. Вот я и стараюсь... Что? Не скромно? Замолчать? Есть замолчать!» 'Этот «монолог» шоколадного Швейка, конечно, шутка, но факт остается фактом: в музее есть и такой экспонат — из шоколада. Впрочем, всех материалов не перечислишь. Мы упомянули лишь три: сталь, шамот, шоколад. Можно продолжить: стекло литое и органическое, дерево, папье-маше, фарфор, шлак, гипс, целлулоид, сукно, глина... 58 статуэток. Самая маленькая — 2,5 см, самая большая — 40 см. А всего экспонатов 10 тыс.! Из них только рисунков примерно 1000 — И. Лады, Е. Ведерникова, В. Ефимова, А. Вазилевича и других Фигурки «бравого солдата от юмора» Иозефа Швейка улыбаются. И кажется, ие сочнце играет и брызжет в стекле и стали, а смех. Стекло смеется. Улыбается сталь... А. ГУСЕВ СОДЕРЖАНИЕ Время искать и удивляться . . 2 A. Бирюков, Ю. Канин, инженеры — Волшебный бальзам для машин.......7 з Летопись великого пятидесятилетия .............3 П. Короп, О. Курихик — Наш автосалон 1666 года....... 5 О. Ивченко — Наш «Муравей» 7 Стихотворение номера ... 8 B. Захарчеико — Зеленые лосята Ангары............g Судьба реликвий — в наших руках! ..........и Г. Смирнов, инж. — Забытый эффект аэродинамики . . .12 Дискуссия о мышлении .... 14 1617—1967 ...... 14, 16, 35 Короткие корреспонденции . . 18 И. Веснин, канд. техн. наук — Там, где кончается асфальт . 18 Антология таинственных случаев: А. Казанцев — Визитные карточки с других планет7 ... 22 Л. Василевский, В. Велле — Операция «Норден»......26 Хроника «ТМ» .......27 Вокруг земного шара .... 28 Летящее сквозь мгновенье ... 30 Спор длиною в два тысячелетия 33 А. Иволгин, инж. — Убийца спускается с гор........34 Доклады лаборатории «ИНВЕРСОР» .........37 Клуб «ТМ» ........38 А. Гусев — Когда улыбается сталь... ........40 ОБЛОЖКА художников: 1-я стр. — А. Соколова, 2-я стр. — Н. Вечканова, 3-я стр. — О. Спиридовича и Е. Ли-бермана, 4-я стр. — Н. Рожнова. ВКЛАДКИ художников: 1-я стр. — С. Наумова, 2-я стр. — Н. Вечканова и Е. Либермана, 3-я стр. — Р. Авотика, 4-я стр. — О. Спиридовича. ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР В. Д. ЗАХАРЧЕНКО Редколлегия: М. Г. АНАНЬЕВ, К. А. ВОРИН, В. В. ГОЛУВОВСКИИ, К. А. ГЛАД- ЛУПАНДИН. Д. ПЕКЕЛИС ^заместитель главного редактора).' А. Н. ПОВЁДИНСКИЙ, Г. И. ПОКРОВСКИИ. екая, КОВ (научный редактор), В. В. ГЛУХОВ, П. И. ЗАХАРЧЕНКО, О. С. Л5 И. Л. МИТРАКОВ, А. П. МИЦКЕВИЧ, Г. И. НЕКЛЮДОВ, В. И. ОРЛОВ, В. Д. (заместитель главного редактора). А. Н. ПОВЁДИНСКИЙ, Г. И. ПОК] - ТИТОВ, И. Г. ШАРОВ, Н. М. ЭМАНУЭЛЬ, Адрес редакции: Москва. А-3 , 21. Тел.: Д 1-15 00. доб. 4-86; Д 1-86-41; Д 1 О 01. Рукописи не возврашаю- с й. Худож< енный редактор Н. Вечканов _ _ _ Технический редактор Л. Будова Москва, А-30, Сущев- Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» Т16082. Подп. к печ. 16/ХП 1966 г. Бумага 61Х601/». Печ. л. 5,5 (5.5). Уч.-изд. л. 6,3. Тираж 1 550 000 экз. Заказ 231 Цена 20 кои. С набора типографии «Красное знамя» отпечатано в Первой Образцовой типографии имени А. А. Жданова Г авиолиграфпрома Комитета по печати при Совете Министров СССР. Москва. Ж-54, Валовая. 28. Заказ 958. Вкладка отпечатана во 2-й типографии. Проспект Мира, 105.
|