Техника - молодёжи 1967-03, страница 24

Техника - молодёжи 1967-03, страница 24

Идея была уж слишком необычна. Спицын попытался посоветоваться с некоторыми инженерами, но его встретили улыбкой.

— Фантазируете, молодой человек? Ну-ну!

Не очень-то поверили в идею Спи-цына и- в НИИ инструментальной промышленности. Но, к счастью, Виктор ие страдал отсутствием настойчивости. И если «там» не обладают достаточным пространственным мышлением, не понимают принципиальной схемы действия прокатных валков на чертежах, что ж, придется доказывать реальность идеи другим способом. И на свет появилась модель поперечно-продольного прокатного станка. Она могла показать все: сближение четырех валков для проката стержня, продвижение заготовки, точный угол разворота. Все! Одно лишь было ей не под силу: выдавать готовые сверла. Она была... деревянной.

Но дело свое модель все же сделала. И пока в НИИ убеждались, что идея осуществима, на «Фрезере» строили опытный стаиок.

Это было тяжелое время. Виктор дневал и ночевал на заводе. Каждая деталь станка создавалась в муках творчества и в производственных не

урядицах. Около двух лет ушло на изготовление автомата.

И вот станок готов. Предстоит испытание* Однако не только окружающие. но и сам изобретатель не уверен, что все пойдет как по маслу.

Попробовали на свннце. Получилось.

Взяли более твердый металл. Отлично!

Наконец Спицын засыпал в бункер ашомата заготовки из стали. Все замерли. Стержень диаметром 3 мм соскользнул с ленты вибрирующего бункера, попал в желобок и. подталкиваемый следующим стерженьком, пополз в спираль ТВЧ. Там за какие-то доли секунды он нагрелся до 1100°С, а затем был передан прокатным валкам. Закрепленные под заданным углом, они сближаются, сжимают заготовку (начиная с середины) и прокатывают ее вдоль и поперек. Завивают!

Как говорится, все ясно. Но для серийного производства нужна санкция НИИ инструментальной промышленности. А ее ие дают. Не хотят даже просто одобрить. Тогда Спицын едет к академику А. И. Целикову. директору ВНИИМетмаша. Показывает расчеты, чертежи, фотографии,

наконец, готовые изделия. Академик пишет самый благожелательный отзыв. Приезжает на завод. Долго, основательно изучает работу станка и подтверждает его отличные качества. Отпускаются некоторые средства на совершенствование автомата. Построили еще несколько станков. Один отправляют на Сестрорсцкий инстру ментальный завод, где он служит по сей день.

Сейчас, когда все уже позади, можно сказать: мудрость восторжествовала. Станок-автомат винтового проката сверл приносит заводу почти 100 тыс. рублей прибыли ежегодно. Открываются огромные возможности для развития подобного вида проката. Несколько станков, работающих на «Фрезере», ежегодно выдают миллионы сверл. Производственные показатели новых автоматов поистине фантастичны: себестоимость продукции снизилась в 3 раза, экономится 30% металла, а производительность выросла в 40 раз1

А у Виктора Спицына есть уже новая мысль; создать станки винтового проката для больших диаметров и с коническим окончанием.

Но это будет уже судьба другой идеи.

кн: «Сим удостоверяю, что картина эта писана мужем моим художником Василием Васильевичем Верещагиным. Л. В. Верещагина. 4 декабря 1904 года». Именно в декабре 1904 года в Петербурге при активном участии Владимира Васильевича Стасова была организована посмертная выставка произведений замечательного баталиста. Картина наверняка была на этой выставке, ио каталог, к сожалению, не сохранился. Надпись жены художника — окончательное доказательство в пользу авторства В. В. Верещагина. В атом году исполняется 125 лет со дня рождения художника, и я испытываю огромную радость оттого! что удалось найти его последнее незавершенное полотно. Пусть вта находка будет монм подарком доброму имени его.

Более 10 лет я собираю все, что связано с личностью и творчеством Верещагина, Шли годы, собрание мое росло. Здесь много прижизненных фотографий Верещагина, книги с его автографами, множество репродукций его произведений, открыток. Одновременно в писал портреты и картины, изображая на них своего любимого художника. Впоследствии я организовал в двух городах страны выставки собранного, а летом прошлого года передал всю коллекцию в дар городу Череповцу. Скоро здесь, в доме, где родился выдающийся художник-баталист, откроется мемориальный музей-

Помещенная в «Технике — молодежи» статья «Загадка старой открытки» заканчивалась двумя вопросами: «Итак, перед нами картина Верещагина? Если да, то где оиа?» Популярный молодежный журнал помог ответить на оба вопроса. И я приношу глубокую благодарность редакции ва живое участие в моих поисках.

Е. УСПЕНСКИЙ, художник-реставратор Государственного исторического музея

г

ВЕРЕЩАГИНСКАЯ КАРТИНА

НАЙДЕНА!

"D одно прекрасное утро... Да, для меня оно стало действительно прекрасным, счастливым. В вто утро молодой москвич Эрик Ковальцик купил ноябрьский номер «Техники — молодежи» за 1966 год. Войдя в метро, Эрик на ходу стал перелистывать страницы журнала. Статья «Загадка старой открытки», посвященная таинственной картине «Наполеон I при реке Березине», заинтересовала его. Еще минута, и он понял, что речь идет о той картине, что находится у него дома! Она досталась ему от дедушки.

На следующий день Эрик направился в Государственный исторический музей. Если вто действительно полотно Верещагина, то место ему в музее, где собраны н экспонируются все произведения об Отечественной войне 1812 года.

И вот я в гостях у Эрика Коваль-цнка. С трепетом жду волнующей минуты встречи с картиной, поискам которой отдано столько сил. Вот она — вся передо мнок>1 Картина производит сильное впечатление. Резкие, четкие мазки характеризуют фигуры первого плана. Суровое, даже гневное выражение лица Наполеона. Его взгляд обращен в сторону Березины, где жалкие остатки французской армии с трудом переправляются на другой берег реки. Чувствуется скованность в фигурах свиты императора. У Мюрата растерянность, другие погружены в свои мысли. Только бы ноги унести из этой России... Идет снег. Солдаты прижались друг к другу. Какая-то леденящая атмосфера. Художнику удалось передать напряженность момента. Пейзаж усиливает это впечатление.

Я осматриваю буквально каждую фигуру картины, внимательно изучаю движение кисти художвика. Многие места совсем не выписаны, и сделан только подмалевок. Полотно требует реставрации. Заглядываю на его обратную сторону и читаю там еле ваметные строч-

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Идеи из техники молодежи

Близкие к этой страницы