Техника - молодёжи 1967-03, страница 48

Техника - молодёжи 1967-03, страница 48

Все о Земле, или нужна лг1 законченность в рассказе о гипотезах.?

Потребность в такой книге ощущалась давно За последнее десятилетие возник довольно чувствительный разрыв между бурными успехами геологии и тем, что знает о них массовый читатель. Нужен был хороший толмач, переводчик языка геологии на общедоступный язык популяризации. С этой задачей автор книги «Спор о загадочной планете» Дмитрий БИЛЕНКИН справился уверение. Ему удалось показать планету как бы в разрезе ядро коры, атмосфера, околоземное космическое пространство. Из разрозненных сведений, которые читатель, может быть, уже и встречал, складывается новая к цельная картина. Приученные, например, к мысли о том, что лунные приливы 13 конце концов остановят вращение Земли, мы неожиданно узнаем, что солнечные вспышки, наоборот, «подхлестывают» вращение планеты. Больше того: оии-то, очень сложными путями перераспределяя давление атмосферы на кору, н являются, вероятно, «спусковыми крючками» землетрясений. А хемоавтотрофы, эти удивительные бактерии-хнмнкн. создающие в недрах селитру? Оказывается точный рецепт их применения еще в XVII веке Алексей Михайлович — «тишайший» — выпустил в виде царского указа.

Книга Д. Билеинина в целом добротна. Это заметное явление в научно-популярной литературе. Но увлекательность вновь открытых научных фактов, новых гипотез, описываемых популяризатором, не дает ему права быть нетребовательным к литературной форме произведения. Наоборот. Чем значительнее научное содержание книги, тем отточен нее, законченнее должна быть ее литературная форма, композиция, язык.

Начнем с малого, с заглавия. Не думаю, чтобы покупатель сразу сообразил, о какой из «загадочных планет» идет

§ечь. о Марсе или Венере. Причисление емли к лику «загадочных планет» — это штамп, который не делает заглавие оригинальным и точным.

Откроем книгу. Вводная аннотация обещает: «О практических достижениях геологии повествует самостоятельный раздел». Какой7 «Что есть руда»? «Месторождения наступают»? Или «Путешествия в аитикосмос»? Вольно илн невольно автор мешает читателю сориентироваться в главах, быстро найти заинтересовавшие его мес а.

Радует свежесть композиционных приемов, изобретенных Д. Билеикиным Эпиграфом никого нынче не удивишь. Но если к главам подобрать эпиграфы из книги, вышедшей 60 лет назад и притом посвященной той же теме — успехи геологии предстанут в сравнении особенно ощутимо Это находка Еще одна находка — «привалы» после каж дой главы. К сожалению, использованы они неумело. Тут допущен некий психологический просчет. Читатель, проглотив насыщенную информацией главу и подойдя к «привалу», жаждет отдыха, разрядки, улыбки, облегченного текста. А вместо этого ему как ученику в школе. предлагают «повторение пройденно го» конспект главы, сухие итоги.

И вот что еще огорчительно Свобод ная, разговорная манера, избранная автором, временами выходит у него из повиновения. Появляется многословие, не чезают лаконизм, отточенность, муткеет мысль, неряшливым становится и язык:

«А прямые предки нас с вами еще копошатся иа дне (стр 138).

«Ибо бокситы создают не глубинные, а поверхностные процессы переработки вещества (стр. 217).

Но все же... Нет, я ие стал бы ут руждать читателя этим разбором книги, если бы не был уверен: ее стоит прочесть.

Сергвй ГУЩЕВ

ПРОЕКТЫ МИНУВШЕГО

ВЕКА...

В XIX столетни появилось немало забавных с сегодняшней точки зрения проектов. Изобретатели не довольствовались достижениями только генеральной цели. Они старались использовать и побочные, случайные возможности ка-иих-то механизмов или явлений природы. Заглянув в минувший вен, трудно сдержать улыбку при виде «проентов утилизации» — таи по-тогдашнему называлась эта область человеческой деятельности.

1. Венгр Бела фон Сентмиклоши решил довести до нонструитмвиого совершенства идею полета на птицах, изложенную в свое время Сирано де Бержераком и небезызвестным бароном Мюнхгаузеном. В 1805 году Сентмннлошн получил привилегию на «птицелет — управляемое приспособление для перемещения тяжестей путем совместного впрягания большого числа птиц».

Каждую птицу следовало одеть в сбруйну, состоящую Из ошейника с поясом и соединяющей их планки. По бокам пояс был снабжен двумя кольцами, а ошейник — стерженьком. За иольца и стержни сбруей пернатые были связаны шнурами с огромными сетами на обручах. По общей вертикальной оси обручей проходила штанга со свободно сидящим виизу нольцом для подвесни корзины. Устройство сбруини обеспечивало неизменное положение корпуса птицы относительно обруча. Для перемены нурса надо ыло повернуть штангу горизонтальной рунояткои. С каждого обруча в уорзину спускались шнуры регулирования снорости, позволявшие изменять зазор между обручами. При уменьшении зазора движения птиц нижнего и среднего ярусов были стеснены, и следовательно, скорость пти-целета падала,

2. Русский техник В. Сухарников предложил накапливать энергик давления поезда на рельсы.

У рельса устанавливается начающаяся педаль. Один ее ионец отжимается вниз проходящими поездами, другой в это

время поворачивает храповое иолесо. Оно связано цепью и тормозом с другим колесом. Качания путевой педали постепенно поднимают специальный груэ и накапливают потенциальную энергию, ноторую можно употребить

для пуска динамо-машин, перевода стрелок и семафоров. В тот момент, ногда груз достигает максимальной высоты, р зъеднннтель автоматически прерывает сцепление педали с храповым колесом.

3. Около 1890 года в Америке появились своеобразные детские начели. Они были соединены с мотылем-нривошипом стиральной машины. Каи ни странно, главным достоинством этого устройства изобретатели считали не то, что им удалось извлечь выгоду из самого распространенного детского развлечения, а то, что горизонтальная ось машины была заменена на вертикальную, ввиду чего мыльный раствор не должен был расплескиваться.

А. Ламповар — вдохновенное творение телеграфного чиновника Алоиэия Шмит-ца. В ламповый шар, илн «тюльпан», вставляется штатив на трех нож-иах, изогнутых по форме лампового стенла и стянутых сверху ободном На ободок надевается ионфорна коннчесиой формы. Ее размер зависит от величины посуды. Для регулирования тяги такие конфорки делали с разными числом и формой отверстий на стеннах.

б. Дошлый американец Михельсом из Чарльстона соорудил кресло-качалку с двойными мехами под сиденьем. При начании эти мехи попеременно нагнетали воздух в резервуар над спинной, от-туда воздух выходил по трубке, наигрывал мелодии, милые сердцу качающего-ся. Звуки моделировала лента с отверстиями, перематываемая приводным ремнем от вентилятора при резервуаре. При желании освежиться сидящий в качалке мог направить струю воздуха не на музыкальную ленту, а себе иа голову.

в. Немец Иенш из Бреслау предложил использовать силу встречного ветра при движении поезда. На лобовой стенке локомотива монтируется турбина Т с двумя рядами лопастей — по радиусам и ПОД углом к ним, С Помощью гранс-

миссии TP турбина приводит в действие динамо-машину Д иа тендере, питающую аккумуляторы А Система включается разъединителем Р у кабины машиниста.

В. ПЛУЖНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ

Будущее Сибири ее пути и проблемы 1 В. Виноградов, инж. — А все-таки

В. Латышев, инж. — Плазма, магнит каким будет театр будущего? 35

И фантазия.........2 Стихотворение номера . ... 35

1917 — 1967 ......... 3, 27 Шоферские байки...... . 36

Летопись великого пятидесятилетия 4 С. Житомирский, инж. — Доклад

Ю. Медведев — «Я. капитан моего № 10. Новый транспорт города —

собственного судна...» , 5 «цветок» ... 37

«Живой мертвец» ... 7 Судьба реликвий ... 30

«БИТ» Выпуск 1 ... 8 В Маргвелашвили — Сурамский тон-

В. Орлов Кочни статистики 11 нель .... 38

Время искать и удивляться 11 Книжная орбита 40

Короткие корреспонденции . 12 В. Плужнинов Проекты мнн>вше

Человек, город, автомобиль 14 го века . . 40

В. Кирсанов Завивка.....17 _

Е. Успенский - Верещагинская кар- 1

тина найдена! 18 ОБЛОЖКА художников: 1 я стр.

Антеи............19 р. Авотина (к рассказу Ганеопского),

Вскрывая конверты..... .22 2-я стр. Н Вечкаиова. 3-я стр

С Гансовсний Летящие сквозь В. Плужнинова, 4 и стр. Н. Рожнова

мгновенье 24 (к статье «Запивка»),

Стереоскан 26 ВКЛАДКИ художников: 1-я стр.

Клуб «ТМ»..............28 К. Арцеулова, 2-я и 4 я стр. Н. Рож-

Вокруг земного шара ... 30 нова. 3-я стр. А. Побединского и

Антология таинственных случаев О. Спиридовнч

Рейсы «земля — ничто»? ' 33 Макет Н. Перовой.

Главный редактор В. Д. ЗАХАРЧЕНКО

Редколлегия М. Г. АНАНЬЕВ К. А. БОРИН, В. В. ГОЛУБОВСКИИ, К. Д. ГЛАД КОВ (научный редактор). В В ГЛУХОВ, П. И ЗАХАРЧЕНКО. О. С ЛУПАНДИН, И. Л. МИТРАКОВ. А. П. МИЦКЕВИЧ. Г. И. НЕКЛЮДОВ. В. И. ОРЛОВ. В. Д. ПЕКЕЛИС А. Н. ПОБЕДИНСКИИ, Г. И. ПОКРОВСКИЙ, Г. С. ТИТОВ. И. Г ШАРОВ. Н. М. ЭМАНУЭЛЬ Адрес редакции: Москва, А-30, Сущевская, 21. Тел.' Д 1 15 00. доб. 166: Д 1-86-41: д 1-08-01. Рукописи не возвращаются.

Художественный редактор Н. Вечнанов Технический редактор Л. Будова

Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия»

Т03336 Подл, к IIеч. 20/11 1967 г. Бумага 61 > 90%. Печ. л 5,5 (5,5). Уч.-изд. л. S.3.

Тираж 1 550 000 экз. Заказ 2815. Цена 20 кои,__

С набора типографии «Красное знамя» отпечатано в ордена Трудового Красного 3на менн Первой Образцовой типографии имени А А. Жданова Главполигрмфирома Комитета по печати при Совете Министров СССР. Москва, Ж-54. Валовая. 28. Заказ 116В Вкладки отпечатаны на Чеховском полиграфкомбипате Главппчигряфпромя Комитета но печати при Совете Министров СССР, г. Чехов Московский области.

www.ianko.front.ru