Техника - молодёжи 1967-06, страница 29

Техника - молодёжи 1967-06, страница 29

В марте 1956 года, будучи в Нью-Йорке, я рано поутру отправился знакомиться с городом У Таймс-сквера собралась возбужденная толпа. Особенно волновались «гарбич-мены» — водители мусороуборочных комбайнов. Оказалось, что один из них обнаружил на дне проволочного короба под бумагой полутораметровую змею. Откуда она? Из зоопарка? Из коллекции любителя зоологической экзотики? Встревоженные люди долго не расходились, обсуждая необычное происшествие.

Да, змеи 'всегда вселяли в людские души цепенящее чувство ужаса. Человек не умел объяснить, почему эти холодные скользкие твари чаще всего селятся на кладбищах и в могильных курганах, каким образом могут подолгу обходиться без воды и пищи, отчего сбрасывают каждый год старую кожу. И внешний вид змеи — редкость в животном мире- вытянутое тело, лишенное конечностей, немигающие глаза и как бы завораживающий взгляд, раздвоенный язык, черный и тонкий, высовывающийся из сомкнутого рта или из широко разинутой зубастой пасти.

Многие почему-то считают, будто змея, едва почуяв человека, немедленно бросается в атаку и преследует бегущего, да еще не ползком, а свернувшись в кольцо. Все это выдумки. В действительности змеи не так страшны, как принято думать. Интересы их распространяются главным образом на мелких зверьков: грызунов, птиц, насекомых. Человек же им, как правило, безразличен, если, разумеется, он сам не наступит на змею или не охотится за ней. Зато обидчиков у змей немало. Хорошо известна нетерпимость мангуст

24

по отношению к змеям. Впрочем, только ли мангуст?

Мне приходилось видеть сражение ежа с гадюками. Впущенный в террариум, еж воинственно фыркал, топорщил иглы, наконец переходил в наступление. Гадюки возбужденно шипели, бросались на врага, но неизменно натыкались на колючую броню. Дважды укушенный (видимо, без вреда), маленький забияка одолел в конце концов всех змей и преспокойно съел их. Ежи — усердные змееловы и >не упускают случая полакомиться змеятиной. Примеру ежей следуют хорьки, ласки, куницы.

Но, пожалуй, верхом несправедливости в змеином царстве считается гибель от своих же сородичей.

Поздно ночью устраивается в засаде муссурана — бразильский уж, достигающий в длину 230 см. Он подкарауливает змей, спускающихся на водопой. Для него встреча с какой-нибудь двухметровой куфией — сильно ядовитой копьеголовой змеей — большая удача. Зажав голову врага зубами, муссурана

Голова гремучей змеи каскавеллы: 1 — ноздря; 2 — термолокатор; 3 — глаз.

летЖК'-'"''-

поворачивает ее, словно отвинчивает гайку, пока не вывихнет шейные позвонки. Потом начинается длительный процесс заглатывания — ведь как-никак жертва по длине почти не уступает нападающему, а иногда превосходит его.

Т¥ все же змеи достойны похвалы. «Эти мерзкие, коварные гады» (как их только не величают!), уничтожая крыс, мышей, саранчу, приносят значительную, хотя и незаметную пользу. Недаром в местах, где змееловы усердствуют особенно старательно, грызуны размножаются с катастрофической быстротой, и тогда — горе сельскому хозяйству.

Но главный аргумент в моем похвальном слове змеям — в ином. Смертоносный яд в переработанном виде служит лекарством человеку.

Препарат (випралгин («випер» означает «гадюка»), выпускаемый Пражским институтом вакцин и сывороток для подкожных инъекций, уменьшает боли при ревматизме и поражении нервов. В ГДР из яда песчаной гадюки приготовляют мазь випразид — от ишиаса, ревматизма и межреберной невралгии. Предпринимались попытки лечить ядом гремучей змеи проказу Оказалось, что прокаженный иногда свободно переносит дозу, смертельную для здорового человека, а в некоторых случаях это даже помогает Применяют яд и как кровеостанавливающее средство: он повышает, например, свертываемость крови при гемофилии. Большинство болеутоляющих препаратов (морфий, опий) опасны тем, что могут вызвать у больного непреодолимое влечение к ним. А вот яд кобры, как установили

кагякч!(вгуеик1 w.vnjs&'W'&iB'тшгюштзпкж**: vs>r-»v—т-.-чо.**»-*