Техника - молодёжи 1967-11, страница 11

Техника - молодёжи 1967-11, страница 11

ВЧЕРА

СЕГОДНЯ

ЗАВТРА

Две точки зрения на атом. Безумные глаза американского летчика Клода Изерли, сбросившего атомную бомбу на Хиросиму в августе 1945 юда. Нервы его не выдержали — ответственность за бессмысленное убийство сотен тысяч мирных людей раздавила его.

Диадемин Игорь Курчатов, отдавший все силы мирному освоению атомной энергии в нашей стране. Он словно предупреждает агрессоров: ведите себя спокойно, господа, — у нас есть чем защитить Родину...

Две скульптуры — «Хиросима» и «Жизнь», разве они не продолжают своим существованием принципиального спора, начатого людьми, — спора во имя жизни?

здесь всегда меньше единицы, и разделившихся «сожженных» ядер будет всегда больше, чем вновь возникших ядер плутония. Поэтому размножать ядерное топливо можно, только используя быстрые нейтроны.

БН — РЕАКТОР — РАЗМНОЖИТЕЛЬ ТОПЛИВА

вот в Шевченко сооружается и че-рез два года будет пущена мощная атомная электростанция с реактором БН-350 на быстрых нейтронах. Это будет беспримерное сооружение.

Техническая целина. Здесь все делается в первый раз. Шевченковская АЭС одновременно будет выполнять три задачи:

—■ вырабатывать электроэнергию (около 1 млрд. квт-ч в год);

— снабжать мятым паром (свыше 100 т в час) ЗПД — гигантский опреснительный завод;

— осуществлять расширенное воспроизводство ядерного горючего, то есть производить плутоний.

Рядом с высоким массивным зданием реактора, где уже начался монтаж оборудования, в отдельном корпусе устанавливаются 3 турбины с противодавлением, мощностью 50 тыс. квт каждая. К ним будет поступать из парогенераторов реактора перегретый пар с давлением 46 атм. и температурой 430° С. Отработавший в турбинах пар не будет конденсироваться, а пойдет на испарительные установки ЗПД. В ином случае пара было бы достаточ

но для получения мощности 350 тыс. квт (отсюда и индекс БН-350)

Уникальный корпус реактора и выглядит величественно — огромный стальной усеченный конус. Высота — 12 м, 'верхний диаметр — 6 м. В центре стальной громады монтируется горячее «сердце» реактора — активная зона. Ее критмасса требует 760 кг плутония или несколько больше урана-235. Активную зону образуют герметичные топливные стержни с оболочками из нержавеющих трубок, внутри которых спеченные таблетки порошка двуокиси плутония и урана. Диаметр трубок 6,12 и 14,2 мм, толщина стенок 0,35— 0,5 мм. Стержни собраны в сборки, объединяемые шестигранными кожухами. Сверху это напоминает ювелирно выполненные соты, набитые десятками топливных стержней с небольшими зазорами для прохода теплоносителя. Любую сборку можно дистанционно вынуть и переместить в хранилище. Активная зона со всех сторон окружена зоной воспроизводства, трубками с окисью отвального обедненного урана весом в несколько десятков тонн. В них из урана-238 будет рождаться и накапливаться плутоний.

Корпус реактора окружен обогревающим кожухом и массивной защитой.

НЕОБЫЧНЫЙ ТРАНСПОРТ ТЕПЛА

Важнейшей особенностью реактора ^®на быстрых нейтронах является высокая энергонапряженность в его

активной зоне. В 1 л объема выделяется 500 квт тепла. А всего за 1 час в реакторе БН-350 выделяется 1 млн. квт, или 860 млн. ккал. Отвести это тепло водой нельзя — вода замедляет нейтроны. Наиболее пригодным оказался жидкий металл натрий.

Его прокачивают через реактор 6 мощных десятиметровой высоты натриевых насосов (3200 куб. м в час, 1700 квт каждый). Эти насосы должны быть исключительно надежны и безотказны в работе. Металл выходит в реактор при 300° С, а покидает его при температуре 500° С.

Побывав внутри «нейтронного пекла», натрий станет сильно радиоактивным. Его нельзя пускать в парогенераторы. Туда попадает лишь полностью безопасный жидкий металл второго натриевого контура, забирающий тепло из контура первого. Другие 6 больших насосов гонят этот горячий натрий к парогенераторам, каждый из которых за час выдает турбинам 280 т перегретого пара. Тут можно вздохнуть спокойно: дальнейший путь передачи энергии стандартный. Но 6 мощных котлов, обогреваемых жидким металлом, да еще таким, как натрий, — этого еще не видела и не решала современная техника.

Система двух натриевых контуров очень сложна. Натрий сильно окисляется, в воде горит. Его в обеих системах более 500 т. Нелегко оберегать эту массу серебристо-белой горячей жидкости от воздуха, воды и чистить от примесей. Никто еще не работал с жидким натрием в таких огромных масштабах.

7