Техника - молодёжи 1967-12, страница 26

Техника - молодёжи 1967-12, страница 26

4. НОВОЕ, ТОЛЬКО НОВОЕ...

Окончание. Начало см. № 9, 10, 11.

Вас. ЗАХАРЧЕНКО наш спец. корр.

Фото автора

Всемирная выставка... Можно представить себе на мгновенье, сколько человеческих умов в разных странах мира напряженно и сосредоточенно обдумывали каждую деталь этого грандиозного парада искусства, архитектуры, транспорта, аттракционов и идей.

Еще бы, выставка-то всемирная! Миллионы посетителей, сотни тысяч газетных статей, отзывов и рецензий и личные впечатления, передаваемые из уст в уста. Да, здесь действительно пришлось поработать мозговому тресту мира: конструкторам, художникам, выдумщикам.

Конкуренция на высшем уровне. Страны соревнуются со

странами, киноэкран спорит с новым видом комбинированного искусства, головоломные архитектурные конструкции восстают против своих собратьев, конкурируя материалами, формами, необычностью и, конечно, смелостью.

Да, смелость новизны — вот что, пожалуй, определяло общее настроение Всемирной выставки.

Здесь есть на что посмотреть, о чем задуматься.

Начнем с того, что прежде всего бросается в глаза, — с архитектуры.

Гигантская палатка павильона ФРГ. Она словно целится в посетителя спаренными дулами мощных растяжек.

Когда стоишь перед павильоном Канады, перед этой почти фантастической пирамидой, перевернутой вверх ногами, невозможно не удивляться тонкости этого исключительно интересного архитектурного сооружения. Ведь это почти пирамида Хеопса, поставленная на попа. Поднимаясь вверх по лестницам все выше и выше, ты попадаешь, наконец, в гигантскую четырехгранную чашу, отороченную мостками. Это и есть донышко пирамиды. Здесь, на спускающихся к центру призматических экранах, гигантские скульптуры из тонкой меди. Они выполнены в условной форме: голова мыслителя, долженствующая символизировать человеческий разум; колосья и початки кукурузы — дары земли; древнегреческие маски — добрый символ муз; и наконец, сложный мир современной науки и техники от космоса до земных недр.

Уважением проникаешься к автору смелого проекта необычного здания. Но ведь здесь таких много. Вот павильон провинции Квебек. Это титанический стеклянный параллелепипед, словно висящий в воздухе на четырех опорах. Опоры почти незаметны по сравнению с гигантским невесомым массивом здания. Полный света павильон кажется экраном, врубленным в черноту канадского неба.

Это сооружение интересно с инженерной точки зрения.

Совершенно по-новому решена архитектурная конструкция советского павильона, выполненная архитекторами под руководством М, В. Посохина. Выгнутая, упругая крыша его словно покоится, подобно прогнутой гипотенузе огромного треугольника, на двух катетах, опирающихся на одну точку. Треугольник на шарнирах — он легко просматривается через стеклянные стены, вызывая удивление посетителей выставки. Сквозь прозрачный фронтон здания видна чешуйчатая чечевица космического аттракциона — она, словно сердце, находится в центре многоэтажной, озаренной вспышками света конструкции. Так и хочется повторить слова Маяковского: «Весомо. Грубо. Зримо». Я бы добавил: «Современно»...

Здесь, на выставке, все отвечает целевому назначению. Небольшой, но элегантный павильон Республики Кубы состоит как бы из одних экранов Они направлены в различные стороны. Живой, дрожащий свет озаряет изнутри металлические стены, создавая неповторимое сочетание блеска отполированного металла с живыми кадрами, рассказывающими о жизни этой замечательной страны.