Техника - молодёжи 1968-01, страница 26

Техника - молодёжи 1968-01, страница 26

Криминалисты

замыкают круг

С ИКОННИКОВА, инженер

Безмолвный свидетель Следы, оставленные исследуемои пу

преступления — пуля. п®и (слева) и в экспериментальном

выстреле (справа) совпадают.

Развертка пули.

ПЕТРОВКА, 38 адрес, хорошо известный москвичам. Здесь помещается штаб по охране общественного порядка столицы. Днем и ночью в большом здании дежурят люди, готовые в любой момент прийти на помощь, предотвратить преступление, пресечь его. Ну, а если оно все-таки случилось? Тогда в кабинете дежурного раздается тревожный звонок. И в тот же миг к месту происшествия выезжает оперативная группа, в состав которой непременно входит и эксперт-криминалист научно-технического отдела.

За годы Советской власти этот отдел вырос в большой исследовательский центр с многочисленными лабораториями: баллистики, физико-хими-ческих экспертиз, биологии и многими другими. Днем и ночью идет здесь сложный, порою кропотливый и почти всегда головоломный поиск ответа на задачу со множеством неизвестных: кем и как было совершено преступление.

ДЕЛА НЕ СПИСЫВАЮТ В АРХИВ

Если взять старый журнал записи

происшествий научно-технического отдела, то там встретятся тревожные и настораживающие строки.

1947 год. Ранение старшины милиции у Казанского вокзала. Преступника задержать не удалось. «Трофеи»: одна пуля и гильза.

1948 год. Вооруженное нападение на шофера «Победы». Преступники скры-гись. «Трофеи»: только гильза.

1949 год. Вооруженное ограбление

и ранение гражданина Т. Заприходованы одна пуля и гильза

Затем ранение милиционера. Преступник ушел и на этот раз, но в «трофеях» некоторое разнообразие: одна гильза и две пули. Вслед за тем вооруженное нападение на чайную в Подольском районе. Преступника опять не захватили. На месте случившегося: лишь пуля и гильза. Бандиты во всех случаях, словно соревнуясь в ловкости, бесследно исчезали. Ни разу не удавалось увидеть их лиц: они «работали» в масках. Нераскрытые преступления тяжким грузом лежали на совести криминалистов...

Но вот в научно-технический отдел поступил на экспертизу пистолет системы «браунинг». Требовалось определить его исправность и пригодность к стрельбе. Пистолет отобрали у мальчонки, игравшего с ним на улице. Ребенок сначала молчал, но потом проговорился, что вытащил пистолет из-под подушки старшего брата. «Там еще какая-то штука осталась», — добавил он. «Штукой» оказался магазин к пистолету.

Вызванный на допрос парень утверждал, что оружие ему дали лишь на хранение. Дело происходило на свадьбе у сестры, под Москвой. Парень изрядно выпил, среди приглашенных было много незнакомых, и кто всунул ему браунинг, он никак не мог припомнить.

Но... был бы пистолет, а хозяин непременно найдется. Эксперт лаборатории баллистики приступил к проверке. Прежде всего произвели контрольные стрельбы, а потом пули и гильзы поступили в лабораторию. От криминалиста не

укроется ни одна царапинка, ни одна вмятинка — неизбежные, обязательные, но всегда сугубо индивидуальные следы, которые каждое оружие оставляет на свой лад. В окулярах приборов чудо вершится буквально на глазах: цилиндрическая форма пуль и гильз, словно невидимым силачом, развертывается на плоскости. То, на что раньше тратились часы, запечатлевается теперь за считанные доли секунды.

«Родимые пятна» на контрольных пулях и гильзах повторялись с настойчивым однообразием. Рассматривая их, эксперт не мог отделаться от ощущения, что уже видел однажды что-то очень похожее.

Когда эксперт отыскал и сопоставил нужные данные, сомнений уже не осталось. Все пули были выпущены из одного и того же пистолета, и именно