Техника - молодёжи 1968-01, страница 29

Техника - молодёжи 1968-01, страница 29

та Франции профессора Ори был поставлен ряд интересных опытов. И хотя испытания длились не более 2—4 дней, ученые пришли к выводу: лучше пить океанскую воду, чем совсем ничего не пить. Питье соленой воды как бы «обманывает» психику человека.

Спору нет. «моральный фактор» -вещь. безусловно, могущественная. Однако существуют еще и законы физиологии. Выяснилось, что лабораторные животные, пившие океанскую воду, погибали скорее, чем те, что вовсе ее не получали. Английский ученый Макканс, изучивший результаты 448 кораблекрушений в английском флоте за 1940— 1944 годы, установил: питье океанской воды уже само по себе явилось во многих случаях причиной смерти. И наконец, в 1958 году немецкий врач Лин-деман повторил эксперимент Бомба-ра, пробыв в Атлантическом океане около 200 суток. Пить морскую воду нельзя, утверждает Линдеман. По его мнению, потерпевшему кораблекрушение предстоит далеко не такая легкая жизнь, как могло показаться со слов Бомбара. Утолять жажду соком рыб тоже не так просто, тем более что фруктовая соковыжималка, которой рекомендует пользоваться Бомбар, далеко не всегда оказывается в аварийной шлюпке.

Спор разгорался. Всемирная организация здравоохранения, встревоженная многочисленными запросами, созвала в Женеве совещание, на котором пять крупнейших специалистов мира вынесли окончательный приговор: океанская вода вредна для организма и для питья непригодна.

В самом деле, организм человека обычно содержит 1 процент солей. Их концентрация в теле регулируется почками. А так как океанская вода содержит солей приблизительно 3 -4 процента, то вместо вымывания из организма вредных, отработанных веществ (так называемых «шлаков») океанская вода засоряет его еще и своими солями. Чтобы вывести эти соли, почки используют «водные депо» организма, обезвоживая его. Это очень опасный процесс. Тяжелее всего он отражается на веществе мозга.

Расстройство психики, галлюцинации, бред - истинный бич людей, не выдержавших жажды и начавших пить океанскую воду.

Выходит, извечный страх моряков перед «мертвой» водой не просто темное суеверие; научно он вполне объясним! Кроме того, непосильная нагрузка на почки может в конце концов полностью вывести их из строя, а это — неизбежная смерть. Недаром в современном американском морском уставе категорически запрещено потерпевшим кораблекрушение пить океанскую воду, как бы ни мучила их жажда.

Но как же тогда расценивать случай с Ересько, который больше месяца пил морскую воду и ничуть от этого не пострадал? (Бомбар, как известно, пил воду маленькими порциями, чередуя ее с соком рыбы, и здоровье его все же заметно пошатнулось.) Не опровергает ли это грозных выводов крупнейших мировых авторитетов? Оказывается, нет. Дело в том, что соленость воды в различных частях Мирового океана неодинакова. Самый соленый океан мира — Атлантический; 3,5 — 3,58 процента солей. В Тихом и Индийском океанах вода лишь немногим более «пресная» — 3,46 -3,51 процента солей, тогда как в Черном море соленость — 0,7—0,85 процента, а в Балтийском — всего 0,2-0,5 процента. Поэтому не исключено, что воду Черного и Балтийского морей можно пить (разумеется, в исклю

чительных случаях) без особого риска.

Как ни странно, можно использовать воду и самых соленых океанов. Известно, что в горячих цехах рабочим дают пить подсоленную воду. При высокой температуре воздуха человек вместе с испариной теряет значительное количество минеральных солей. У жертв кораблекрушений, не защищенных от зноя и ветра, этот процесс идет катастрофически быстро. Поэтому добавление океанской воды к пресной в отношении 1:6 не только увеличит аварийные запасы пресной воды, но и обеспечит ор1аниз-му нормальный солевой баланс.

Морская вода может пригодиться даже при самом благополучном плавании. К такому выводу пришли советские ученые-океанологи. Блюда, приготовленные на равной смеси пресной и морской воды, ничем не уступали обычным, «пресным» блюдам (компоты, правда, себя не оправдали). И наконец, нельзя забывать, что растворенные в соленой воде микроэлементы — цинк, медь, йод и другие — благоприятно влияют на организм. Недаром врачи издавна рекомендовали пить морскую воду при некоторых заболеваниях.

«Никогда не пейте морскую воду» — гласит резолюция совещания в Женеве. Но, пожалуй, рановато соглашаться с этим. Напротив, не поторопилась ли Всемирная организация здравоохранения объявить морскую воду непригодной для питья?

вать эту пищу. На другом фото (4-я стр. обложки) можно видеть еще одного растительного хищника — росянку, захватывающую лягушку. У плотоядных растений необычен не только энергетический, но и сигнальный аппарат, позволяющий реагировать на прикосновение. Интересно, что возбуждение распространяется по проводящим путям со скоростью хорошего гонщика-велосипедиста (о нервной системе растений см. статью на стр 15).

5. САМОПИСЕЦ-ЖИВОПИСЕЦ

Гулкое эхо взрыва разносится над равниной. Тем временем самопишущие

сейсмические приборы ведут скрупулезную регистра

цию отраженных колебаний почвы. Последующий статистический анализ полученных графиков позволяет

выделить на них цветом участки со сходными параметрами. По цветным контурам легко очертить четкие границы залегания полезных иснопаемых, например нефти.

6. ГРОССМЕЙСТЕРСКИЙ БАЛЛ И МАЛАЯ ЭЛЕКТРОНИКА

Покровительница шахмат —■ муза Каисса решила, видимо, разыграть целый карнавал на шахматной доске. Фигуры нарядились в изящные цоколи от радиоламп и вовсю мигают нрас-ными, желтыми, зелеными светлячнами. Немного сноровки, и вы привыкаете к тому, что яркии красный цвет над фигурой говорит о непосредственной угрозе, сигнал вполнакала — об угрозе через фигуру, в четверть накала — через две фигуры. А отсутствие сиг

нала — это уже четвертый сигнал! Поэтому три лампочки, скажем, на короле могут давать информацию о 64 возможных ситуациях. Другими словами, световая норона покажет «давление» на короля от всех фигур противника, да еще с поправкой на защитное действие своих фигур. Надо только подходящим образом подобрать комбинации диодов и сопротивлений для схемы. Это и сделал авиаконструктор А. Добротвор-ский, окрестившии свое детище шахматроном. О нем он расскажет на страницах журнала в ближайших публикациях докладов лаборатории «Инверсор».

7. ПРИМЕРЬТЕ МАСКУ!

Маски бывают разные — строгие, оригинальные. Эта, пожалуй, фантастическая. Правда, лишь внешне. Столь необычно выглядит

фороптер — прибор для испытания остроты зрения.

8. ДВИГАЙТЕСЬ -

СНИМАЮ!

Эффекты, которые позволяет получить техника замедленной киносъемни или скоростного фотографирования, используют для анализа движений спортсменов. На одном фотоотпечатке можно проследить все фазы движений игрока в гольф.

9. В СЕМЕЙСТ BE ДАТЧИКОВ ПОПОЛНЕНИЕ

Человеческая челюсть — не такой уж простой объект для исследования, особенно если надо точно измерить ее движения: ведь с ними связана человеческая речь. Регистрации движении этой части нашего организма и служит показанный на снимке электромеханический датчик.