Техника - молодёжи 1968-05, страница 38

Техника - молодёжи 1968-05, страница 38

ПОД ЗВЕЗДНЫМ МИКРОСКОП

^/а алящее солнце. Раскаленный песок, пепода» VW леку от трех больших пирамид останавливают-М Я ся несколько грузовиков и легковых автомоби-/Я Щ лей. Из машин выходят люди. Вероятно, турис-

9 ты. Археологов здесь уже давно не было. Мест-

1ш ность эта изучена ими как свои пять паль-

^^ цев. Однако пассажиры не торопятся фото

графировать экзотические сооружения. Они откидывают борта грузовиков и начинают выгружать приборы, кабели, насосы, ящики с нарисованными на них рюмками — стекло... Кажется, все-таки экспедиция. Очевидно, будут снимать исторический фильм. Но почему среди приехавших Льюис Альварес, известный специалист в области физики высоких энергий, а рядом с ним профессор Каирского университета Фатис Ведиеви?

Неужто ученые вновь взялись за разгадку вековых тайн египетских фараонов?..

ХАЛИФ-ВЗЛОМЩИК

Первые лучи солнца еще не коснулись горделивых пирамид, когда из Каира выехала группа всадников. Впереди, сопровождаемый стражей, придворными и звездочетами, ехал сам повелитель правоверных, халиф аль-Мамун, сын знаменитого Г ару на аль-Рашида. Он прибыл в подвластный арабам Египет, чтобы расправиться с восставшими крестьянами и заодно...

Аль-Мамун направлялся к пирамидам. Ему давно прожужжали уши об этих необычайных строениях. Говорили, стоит только отворотить первую попавшуюся глыбу — и хлынет нескончаемый поток золотых монет, изумрудов и алмазов.

Халиф остановил Коня и поглядел на уходящую вверх гладкую грань прекрасной Ахет-Хуфу, усыпальницы Хеопса. Ни единой выбоинки, ни единого шва. Халиф подбоченился. Нет слов, огромна эта Большая пирамида, но ведь и он, аль-Мамун, недаром зовется Великим. Что скажут эти зевающие после бессонных ночей звездочеты? Какую планету призовут они на помощь> чтобы узнать, где же вход в сокровищницу?

Как там говаривал Али-Ваба? «Сезам, отворись!». Да, в сказке все просто. Халиф аль-Мамун не знал волшебных слов. Но он был Великим, а потому приказал: «Разрушьте пирамидуI»

Люди аль-Мамуна #огнем и уксусом» крошили известняковые глыбы, пробивая штольню вглубь. Вот-вот из нее хлынет сверкающий алмазный дождь.

Наконец!.. О всемогущий аллах! Заступы и ломы стали проваливаться в пустоту. Тридцать шагов прошли взломщики по мрачному тоннелю и вышли в проход, названный впоследствии «Нисходящим»! Он вел в недра пирамиды (начало «Нисходящего прохода» было так искусно замаскировано, что его так и не сумели обнаружить прежде).

А снаружи халиф с нетерпением ждал известий...

Сведения, дошедшие до нас, разноречивы. Можно прочитать об изумрудном бассейне с золотыми монетами и о саркофаге с богато украшенной мумией, о рубинах величиной с куриное яйцо и о прочих несметных богатствах, якобы доставшихся взломщику халифу. Некоторые же историки писали, что аль-Мамун нашел только пустой саркофаг без крышки. И никаких драгоценностей.

Простим средневековым летописцам и монеты (денег во времена Хеопса не было) и рубины (этих самоцветов не знали древние египтяне). В их «правдивых» сочинениях, возможно, есть доля истины. К такому выводу подводят нас прекрасные сказки «Тысячи и одной ночи». Й Алад-дин и Али-Ваба побывали в сказочных пещерах и подземельях, где комнат с сокровищами — удивительное дело! — столько же, сколько погребальных камер, а количество ступеней, ведущих вниз, совпадает с числом ступеней в тайных ходах усыпальниц.

Известный исследователь и переводчик сказок «Тысячи и одной ночи» М. Салье так и говорит, что в них «мы находим мотивы, связанные с древним Египтом, причем в сказке об Али-Вабе приведен и древнеегипетский обычай бальзамирования... Не являются ли эти мотивы отзвуками воспоминаний о разоренных гробницах и извлеченных из них мумиях египетских фараонов?»

В свое время Г. Картер нашел в усыпальнице Тутанха-мона около двухсот килограммов золота, великолепные украшения, огромное число драгоценных камней.

А ведь Тутанхамон — почти не правивший, не совершивший ничего примечательного, погибший восемнадцати лет от роду юнец. Его гробница — чуть побольше сегодняшней малогабаритной квартиры. И вдруг такое великолепие, такие сокровища! Представляете, что может скрываться под двумя с лишним миллионами блоков пирамиды Хеопса!

Но, повторяем, есть основания предполагать: «златые горы» разграблены. Скорее всего и впрямь аль-Мамун, официально первый, кто ♦распечатал» пирамиду, нашел там лишь жалкие останки (да и это сомнительно). Сыну Гаруна аль-Рашида вообще не повезло: почти все гробницы фараонов были разграблены еще к началу XVIII династии (примерно к 1670 году до н. э.). О том, что есть вход в пирамиду, было известно за много столетий до аль-Мамуна. Геродот, побывавший в Египте в V веке до н, э„ сообщал, что вход этот закрыт и замаскирован прекрасной облицовкой из полированных плит. Историк Страбон, посетивший страну фараонов шесть столетий спустя, довольно подробно описал ход, ведущий к погребальной камере. Описал так, как будто сам прошел этими темными коридорами по следам грабителей.

А было ли что грабить? Что, если ни одно из известных помещений в Великой пирамиде никогда не служило погребальной камерой? Такие вопросы давно тревожат археологов. Ведь они до сих пор не пришли к единому мнению, лежало ли в роскошном гранитном саркофаге тело Хеопса и вообще, для него ли выстроена эта громада. Многие факты неясны...

Не исключено, что Ахет-Хуфу оставалась пустой со дня окончания строительства. Так могло быть задумано сразу: грандиозная пирамида — это кенотаф, ложная усыпальница, которая предназначалась для символического погребения фараона после «Праздника Сед», или «Хеб-Сед». Этот праздник отмечался первый раз в день юбилея — тридцатилетнего царствования фараона. Солнцеподобного как бы проверяли, устраивая ему своего рода квалификационные испытания. Обычай этот пришел из древности: престарелых вождей племени не отпускали «на пенсию», а попросту убивали. На их место ставили молодых, сильных и здоровых. Позднее во время «Праздника Сед» отрубали голову не самому царю, а статуэтке, его изображавшей. Сам фараон бегал по ритуальному дворику и старался дышать по-ровнее.

«Казненную» статуэтку хоронили в приготовленной к «Хеб-Седу» гробнице, а для фараона готовили новый дом, где он должен провести свою потустороннюю жизнь. «Хеб-Сед» затем повторялся каждые три года. Так что, если фараон царствовал больше тридцати лет, то у него могло быть две и даже больше гробниц. Например, у фараона Снофру, отца Хеопса, их было три. Сам Хеопс властвовал тоже больше тридцати лет. И как знать, может быть, великая Ахет-Хуфу — это всего-навсего грандиозное хранилище «казненной» статуэтки, которой сокровища не полагались. Не об этой ли «статуе из зеленого камня, напоминающего малахит», говорят арабские историки, описывая приключения аль-Мамуна в стране пирамид?

Фараон, может статься, «похоронен гдечнибудь далеко от пирамиды в небольшой подземной гробнице. А может быть, в громадном каменном теле пирамиды есть какие-

84

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Прочитать книгу бесплатно ТЕХНИКА МОЛОДЕЖИ1968-5

Близкие к этой страницы