Техника - молодёжи 1968-06, страница 10

Техника - молодёжи 1968-06, страница 10

Схема кровообращения изолированного органа, сохраняемого перед пересадкой л холодильной установке А. Г. Лапчинсного и Г. П. Тярасова. ..

Собака Галета, у которой перед Галета через три недели пос-

пересадкой удалена конечность. ле операции. Лапа прижилась.

конечность, почку, легкое, а затем вновь вернуть их организму — и они приживались. Эти опыты произвели огромное впечатление во всем мире. Казалось, проблема решается именно швом кровеносных сосудов. Однако любая попытка пересадки органов от одного организма к другому неизменно оканчивалась неудачей. Так медицина встала перед главным препятствием — биологическим барьером несовместимости.

Что же это такое — несовместимость? К сожалению, стройная теория этого явления наукой пока еще не разработана. Тут многое неясно, загадочно. Но приблизительно суть дела состоит вот в чем.

Для борьбы с вредными микросуществами, которыми буквально кишит окружающая нас среда, в организме существует своеобразная система защиты — реакции иммунитета.

Иммунитет — главное препятствие для вирусов, для заразных болезней, именно ему мы обязаны чаще всего выздоровлением. Но он же, будучи величайшим благом, дарованным человеку эволюцией, становится величайшим несчастьем при пересадке чужеродных органов. Все силы организма ополчаются против клеток пересаженных тканей и в сравнительно короткий срок — от 2 до 4 недель — расправляются с ними.

Вы можете спросить:. но ведь существуют, должно быть, люди, сходные по реакциям несовместимости, по биохимическому строению, по внешнему виду? Например, близнецы. У них взаимная пересадка органов, как правило, вполне возможна.

— СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ОРГАНИЗМ ПОСТОЯННО ОБЕРЕГАЕТ СВОЙ СУВЕРЕНИТЕТ. ПОЧЕМУ ЖЕ ТОГДА УСПЕШНО ПЕРЕСАЖИВАЮТ КОСТИt ПОЧЕМУ ВОЗМОЖНА ПЕРЕСАДКА ЧУЖОЙ РОГОВИЦЫ ГЛАЗА?

— Пересаженные кости постепенно рассасываются и замещаются новой костью, разрастающейся из того же организма, которому они пересажены. Роговица — ото особая ткань в виде тонкой пленки, лишенной кровеносных сосудов. К тому же роговица защищена от активности организма особым офтальмологическим барьером.

Для получения стойкого приживления при пересадке органов и тканей от другого организма необходимо подавить иммунологическую защиту его. Это достигается угнетением кроветворной системы. Как, каким образом? Один из методов борьбы с несовместимостью — облучение в дозах, близких к смертельным. Это подавляет образование лимфоцитов и вызывает лучевую болезнь. Облучение производится рентгеновскими лучами или кобальтовой пушкой.

Вспомним историю с шестью югославскими учеными, которые тяжело облучились и должны были умереть. Им ввели чужой костный мозг взамен погибшего собственного, и он прижился. Один ученый все же погиб. Но у его коллег иммунная защита оказалась сломленной — они выжили.

Этот случай натолкнул медиков на мысль использовать облучение при пересадке органов, например почек.

— НЕ КАЖЕТСЯ ЛИ ВАМ СТРАННЫМ, ЧТО ПОЧКА — ОРГАН БОЛЕЕ ТОНКИЙ И СЛОЖНЫЙ, ЧЕМ СЕРДЦЕ. ПЕРЕСАЖИВАЕТСЯ СРАВНИТЕЛЬНО ЛЕГЧЕ?

— Для экспериментатора почку пересаживать намного проще, чем другие органы. Нужно сшить лишь два кровеносных сосуда (артерию и вену) и вывести мочеточник. К тому же очень удобно (количественно и качественно) постоянно следить за работой пересаженной почки, изучая мочу больного. В настоящее время во всем мире людям пересажено более 2 тыс. почек. Половина из них — почки, взятые от трупов. Существуют люди, живущие с чужими почками свыше 10 лет.

— НЕУЖЕЛИ КАЖДАЯ ОПЕРАЦИЯ ПО ПЕРЕСАДКЕ ОРГАНОВ СВЯЗАНА С ОБЛУЧЕНИЕМf А ДРУГИЕ МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕСОВМЕСТИМОСТИ?

— Есть и другие методы, например химический, когда при пересадке в организм вводят лекарственные яды, подавляющие иммунную защиту. Иногда химическое воздействие комбинируют с физическим — облучением. Однако нельзя забывать, что даже незначительная ошибка в дозировке облучения или яда приводит к катастрофе. Вот почему столь опасные воздействия применяют только при лечении больных, которые без замены пораженного органа обречены на смерть.

А как быть, если речь идет о пересадке «второстепенных», если так можно выразиться, органов? Я, к примеру, в основном занимаюсь пересадкой конечностей. Стоит ли человека подвергать смертельному риску при пересадке руки или ноги? Разумеется, не стоит. Здесь нужны более безопасные методы преодоления несовместимости. Разработкой этих методов я и занимаюсь вот уже более 80 лет.

Представьте себе такую картину: у человека, попавшего в автомобильную катастрофу, оторвало руку. Пока пострадавшего привезут в больницу, пока выведут из тяжелого состояния шока, пока подготовят и осуществят сложнейшую операцию реплантации (приживление конечности на прежнем месте), пройдет время. Как долго и при каких условиях можно сохранять отделенный от тела орган, чтобы он не потерял своей способности к приживлению? Ответ на эти вопросы могли дать только эксперименты (разумеется, эксперименты на животных).

Вот какого рода закономерности выявились в результате опытов. В конечности, длительно отделенной от тела собаки, вскоре наступают изменения — накапливаются ядовитые вещества. После реплантации эти вещества разносились кровью по всему организму, животное неизменно погибало.

Применив искусственное кровообращение наряду с охлаждением в специальном аппарате (созданном мною» совместно с инженером Г. П. Тярасовым), мы установили, что отделенный орган, например конечность или почку, можно сохранить более суток. Будучи пересажен тому же животному, он стойко приживляется и способен функционировать многие годы.

6