Техника - молодёжи 1968-06, страница 21

Техника - молодёжи 1968-06, страница 21

Фото 3.

Фото 4.

В феврале 1964 года в долине Иордана была обнаружена пэобница с хорошо сохранившейся мумией женщины, погребенной в конце X века до н. э. Исследование показало, что при бальзамации тела использовалось эвкалиптовое масло. Единственный район, откуда могли в то время доставить масло — Новая Гвинея и Австралия. Впервые же эвкалипт был вывезен из Австралии только в 1870 году немецким ботаником фон Мюллером.

Австралийский исследователь Дуг Ситон в 1965 году на скалистом склоне Серебряной долины около Гербертона (юго-восточная часть п-ва Кейп-Иорк) нашел целую картинную галерею. Среди наскальных изображений его внимание привлек

ло трехстебельковое растение, напоминающее нильский папирус. Подобные изображения встречены им и в пещерах близ г. Нэрнса. Кстати, трехстебельковый египетский папирус в диком виде встречается вокруг водоемов в Новом Южном Уэльсе и в Южном и Центральном Квинсленде. Никто не знает, когда и как это растение появилось в Австралии.

Совсем недавно стало известно о находке в Австралии бронзовой монеты Птолемея IV (фото 2), правившего в Александрии с 221 по 204 год до н. э. Монета была найдена в земле фермером Энди Гендерсоном на участке фермы, где некогда проходила древняя тропа аборигенов. Тропа ведет от залива в бухте Тейлора, в десяти милях к северу от Кэрнса (там же найдены изображения лотоса), в холмы Азертона и далее, в глубь материка.

Австралийцы Рон и Анна Эдварде из г. Кэрнса нашли эту странную наскальную гравюру (фото 3) вблизи Лауры (штат Квинсленд). «Изображение одетой человеческой фигуры, — говорит один из исследователей, М. Терри, занимающийся проблемами заселения Австралии, —■ скорее напоминает европейца, чем аборигена».

Испанский кувшин для вина (фото 4), изготовленный в XIV веке, был поднят со дна моря близ о. Габо в 1964 году, хотя ни о каких плаваниях испанских моряков к берегам Австралии в то время нам не известно. Не является ли он свидетельством плавания каких-то безвестных мореходов нового времени к берегам Австралии задолго до ее официального открытия?

Эти странные, вырубленные в прочном скальном грунте «водостоки» (фотоэ) не находят никаких аналогий в культуре аборигенов. Они известны с 1932 года и до сих пор не «дешифрованы». Кто, когда и какими инструментами выполнил их?

ТЕЛЕТАЙП СООБЩАЕТ • ТЕЛЕТАЙП СООБЩАЕТ ф ТЕЛЕТАЙП СООБЩАЕТ ф ТЕЛЕТАЙП СООБЩАЕТ

знаменитый астроном, географ и математик Клавдий Птолемей. Он, так же как и Кратес, защищал, не считаясь с мнениями твердолобых авторитетов, идею о шарообразности Земли — правда, своего глобуса он не создал, а оставил нам плоскую карту мира, — он также признавал и идею существования Южнрго континента, но помещал его совсем не там, где Кратес. Да и знал ли он о трудах пергамского ученого, о его глобусе? Вряд ли.

В противном случае почему он не повторил его? Почему вместо трех континентов его «Терра Аустралис» неуверенным и робким пунктиром протянулась от южного .выступа Африки 9 восточном направлении до Золотого Херсонеса, полуострова Малакки, и замкнула Индийский океан во внутреннее Южное море, наподобие Средиземного? На этом незыблемом приколе Птолемеева «Терра Инкогнита Аустралис» простояла на картах чуть ли не до начала девятнадцатого столетия, вызывая проклятия разочаровавшихся искателей Южной Земли и отчаявшихся авантюристов-неудачников.

И все же, несмотря на авторитет Птолемея, упорно держалась и концепция Кратеса об островном характере Южного материка, долгое время сохранялись даже их названия. Удивительно, что европейские картографы и мореплаватели нового времени, начиная от Меркатора и Магеллана и

кончая Джеймсом Куком, упорно придерживались позиции Птолемея и искали только обещанную им гигантскую Южную Землю. Они как бы не желали замечать крупных островов — настолько был велик авторитет Птолемея. Австралия, открытая почти в одно и то же время голландцами и испанцами, получила всего-навсего скромное название — «остров Новая Голландия». Оно сохранялось на картах вплоть до 1770 года, пока англичанин Кук не окрестил ее своим сегодняшним именем. Гигантская Южная Земля перекочевала к полюсу... а затем и вОВсе исчезла с карт мира.

Таким образом, почти через 2000 лет после Кратеса была опровергнута точка зрения Птолемея об огромном Южном материке. Теория Кратеса об островном характере южных континентов воплотилась в реальность.

Узнаем ли мы когда-нибудь, в какой степени Кратес основывался на доводах разума, на дедукции, на рассказах бывалых мореходов, на каких-то неизвестных даже Птолемею источниках, хранившихся в Пергамской библиотеке? Наверно, некоторую ясность в этот вопрос внесли бы находки новых письменных источников — что вряд ли возможно в настоящее время — либо новые археологические открытия. Их следует ожидать в Австралии!

Е. КАЛМЫКОВА

нимается, так сказать, в суммарном виде. Модель головы, которую в шутку окрестили Фантомасом, помогла установить: формы сигналов, записанных правым и левым микрофоном, практически никогда ие бывают одинаковыми. Ведь восприятие происходит в ограниченном пространстве, где возникает много отраженных звуковых волн. Опыты, проводимые сейчас в НИКФИ под руководством доктора техн. наук В. В. Фурдуева, уточнят наши представления о природе стереоэффекта, помогут улучшить стереофоническую аппаратуру, качество музыкальных записей.

5. СЛУШАЮ ЦВЕТ!

«Цветовые иомпозиции и музыке сочиняются, а затем исполняются с помощью светоцветового инструмента. Никаной связи между этим инструментом и звуковоспроизводящим устройством нет. Появление и движение цветовых форм, а таиже их яриость регули

руются сидящим у пульта человеком, который, эмоционально воспринимая музыку, передает свое представление о ней в виде цветодинамичных композиций на экране».

Эти строки мы читаем на пригласительном билете во Дворец студентов Харьковского политехнического института. Здесь демонстрирует работу цветомузыкаль-ной установки инженер Ю. Правдюк. Концерты дают и его коллеги по увлечению — художник Ф. Юрьев в Киеве, радиоинженер Л. Шевяков в Баку, студенты Ленинградского института авиаприборостроения и Ставропольского педагогического института. На 2-й странице обложки вы видите четыре кадра, запечатлевших работу одной из новых установок цветомузыки.

6. «СКУЛЬПТУРА» НА ЛУНЕ

На фотографии отчетливо узнается изображение лунной поверхности. Но что

это? Среди лунных кратеров — сидящая человече-сиая фигура с головой, шеей, плечами, туловищем, вытянутыми рунами! Имя скульптора — природа. При определенных условиях освещения так выглядит скалистое образование в районе кратера Капуан. Правда, ни в одном атласе Луны человекоподобных очертаний не найти, лишь на месте «головы» обозначился небольшой кратер Цинх, а дальше — неясные груды скал, тянущиеся к кратерам Мернатор и Камлай. Снимон сделал астроном-любитель Б. Маталаев, иогда Луна имела фазу «горбушки» (4 дня спустя после первой четверти). Фотографирование велось с помощью рефраиторного телескопа Мосиовсиого планетария. Оиуляром служил опти-чесиий мииросиоп, совмещенный с фотокамерой.

7. АТАКА МИКРОСПРУТА

Удивительные вещи позволил увидеть стереоскан —

электронный микроскоп, дающий объемное изображение объекта (об этом приборе журнал писал в № 3 за 1967 г.). Раковая клетка, которая по величине в 8000 раз больше нормальной, пронииает в здоровую ткань при помощи волнообразных движений своей оболочки. Клетка напоминает присосавшегося спрута с щупальцами, разрывающего пораженный орган. В обычный оптический микроскоп наблюдали агрессивные пульсации раковых клетои, но только прямой трехмерный обзор через стереоскан детально показал на телеэкране стадии роста опухоли.

8. ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ?

Многие считают, что капля воды не в состоянии принять форму шара. Фотолюбитель Ю. Уралёв своим снимиом доказывает обратное. Совершенно круглую, шаровую каплю он «подсмотрел» своим аппаратом в момент ее отрыва от потолка.

17