Техника - молодёжи 1968-07, страница 17

Техника - молодёжи 1968-07, страница 17

СССР

WN

«t

СОВЕТСКИЙ АКАДЕМИК ОЦЕНИВАЕТ ПЕРСПЕКТИВЫ АВТОМАТИКИ

Н А У

И. АРТОБОЛЕВСКИЙ, академик

Академик Иеан Иванович АРТОБОЛЕВСКИЙ — крупнейший советский ученый е области теории машин и механизмов, автор более 500 научных работ, переведенных на многие иностранные языки. Знаком мирового признания заслуг ученого явилось присуждение И. И. Артоболевскому Международной медали имени Джемса Уатта* Эта медаль учреждена в 1936 году. Раз в два года Лондонский институт инженеров-механиков присуждает ее выдающимся ученым и инженерам мира.

Несколько десятилетий назад русский ученый И. В. Мещерский (его сборник задач по теоретической механике известен каждому студенту) разработал математическую теорию движения тел переменной массы. Долгие годы эта теория не имела практического применения. Потом она стала основой для расчета ракет. Сейчас понятие переменной массы начинает распространяться на широкий класс механизмов, заставляет конструкторов принципиально по-новому подходить к расчету машин.

В самом деле, разве ракета — единственный пример механического устройства с переменной массой? А самолеты, разбрасывающие удобрения или инсектициды? А станы и блюминги, через которые проносятся многотонные слитки, превращаясь в прокат? Наконец, центрифуги, конвейеры, агрегаты с рулонами бумаги и тканей. Даже обычный токарный станок с «худеющей» под резцом деталью — та же система с переменной массой. Вот почему, например, скиповые подъемники для доменных печей сейчас рассчитывают по формулам, которые аналогичны формулам конструкторов ракет.

Картина объединения наук наблюдается почти во всех областях знания. Один из связующих моментов возник с появлением контрольно-управляющих, логических и кибернетических машин. И если в недалеком прошлом орудия труда были лишь продолжением рук человека, то современная машина заменяет не только его производственные, но н интеллектуальные функции. Человеческая деятельность все больше трансформируется в сторону творчества, управления и контроля.

Теперь с помощью влектронной машины мы можем изучать динамические явления, возникающие при движении частей крупных машин, поведение приборов в различных условиях, кровообращение у человека и животных и т. д. Электронно-вычислительная техника не только углубляет наши знания об отдельных процессах, но и дает возможность устанавливать оптимальные параметры для режимов работы оборудования. Помимо сферы производства и автоматизации умственного труда, математические машины находят все более широкое применение в биологии, медицине, сельском хозяйстве. Кибернетические устройства уже сейчас во время операции заменяют сердце, легкие, почки, диагностируют заболевания, опознают зрительные образы, усваивают и воспроизводят человеческую речь.

Но альфа и омега современной научно-технической революции в производстве — переход от отдельной машины к автоматическим линиям и системам машин. Однако, подойдя вплотную к этой проблеме, мы сталкиваемся со сложным диалектическим противоречием. С одной стороны, автоматические системы усложняются и специализируются,

причем экономичность этой дорогой техники зависит от неизменности и массовости выпускаемой продукции. С другой стороны, технический прогресс требует непрерывного обновления изделий. Как быть?

Противоречие можно устранить, " создав маневренные автоматические системы, способные к быстрому переключению на выпуск новой продукции. Это принципиальное решение вопроса. Но каким образом создать маневренную автоматику, по каким путям вести поиск? На помощь приходят моделирующие машины. Они могут воссоздать различные механические, электрические, магнитные явления при условии, что явления эти описаны математическими уравнениями или системами уравнений. Применение обучающих машин позволит воспроизводить заданную программу, накапливая опыт и оптимизируя параметры технологического процесса. Наконец, самонастраивающиеся системы будут автоматически корректировать расчетную программу, компенсируя теоретические погрешности.

Чтобы на электронных машинах полностью решить задачу синтеза автоматов с оптимальными параметрами, надо разработать алгоритмы технологических процессов и хода проектирования. Это осуществимо с применением быстродействующих вычислительных машин.

Может возникнуть впечатление, будто с появлением всех элементов автоматического предприятия единственное, что остается делать, — связывать существующее технологическое оборудование, датчики информации и рабочие машины со счетно-решающими устройствами центрального управления. Но это заблуждение. Практика автоматизации (например, при обработке металла) показала: стремление решить все проблемы лишь при помощи электронно-вычислительных машин и других управляющих устройств без изменения прежней технологии часто не повышает, а, наоборот, снижает производительность оборудования.

Такие попытки напоминают мне карикатуру, которую я видел в одном из журналов: электронный робот пашет деревянной сохой, понукая изможденную клячу. Простой трактор принес бы тут гораздо больше пользы. Но еще лучшие результаты даст усовершенствование технологии полевых работ. Сегодня более 60% энергии, идущей на обработку почвы, тратится на ее перемещение и рыхление. Создание комбинированного агрегата, совмещающего все агрономические операции, сократило бы число проходов по полю и принесло бы большую экономию.

Машина уверенно вступила в мир науки, проектирования, умственного труда. Но на какую бы качественно новую ступень она ни поднялась, она никогда не заменит мозг человека. Машина останется продуктом творческой деятельности человека, продуктом мысли и знания.

13