Техника - молодёжи 1968-07, страница 9

Техника - молодёжи 1968-07, страница 9

ФРАНЦИЯ

Р. да ЛАТИЛЬ, Париж

И НФРАЗВУК

ТЕНЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ МОГУТ БЫТЬ ДРУГОМ ИЛИ ВРАГОМ. ОБ ЗТОМ РАССКАЗЫВАЕТ НАМ ФРАНЦУЗСКИЙ УЧЕНЫЙ

Если бы какому-нибудь рояльному мастеру пришла в голову фантазия продолжить клавиатуру фортепьяно далеко влево, то, нажимая одну клавишу за другой, мы получали бы все более низки* и низкие звуки, пока, наконец, вообще вместо звука не стали бы ощущать странные и неприятные колебания воздуха. Это инфразвук — акустические колебания с частотой меньшей 10 гц.

Насколько сейчас хорошо изучен слышимый и ультразвуковой диапазон частот, настолько же мало исследованы инфразвуки. Впервые ими заинтересовались во время первой мировой войны: ученые предлагали по инфразвукам, которыми сопровождаются пушечные выстрелы, обнаруживать местонахождение самих орудий. Тогда впервые удалось создать чувствительные приборы, способные на расстоянии в несколько километров зафиксировать инфразвуки от идущего поезда. Кое-какие эксперименты до второй мировой войны велись в США, но всерьез инфразвуками занялись во Франции четыре года назад в лаборатории профессора Гавро, близ Марселя.

СЛУЧАЯ В ЛАБОРАТОРИИ

Поводом, который заставил Гавро за* интересоваться инфразвуком, послужила одна история, долго казавшаяся совершенно таинственной. Группа профессора начала заниматься акустикой сразу после войны. Слышимый звук, ультразвук, генераторы большой мощности — вот что интересовало исследователей. Несколько лет назад неподалеку от лабораторных зданий построили завод, произошло что-то непонятное. В одном из домиков стало невозможно работать. Достаточно было пробыть в нем час-два, чтобы почувствовать себя разбитым. Снижалось внимание, усталость быстро переходила в недомогание. Простое сложение двух чисел становилось непосильной задачей.

Каких только догадок не строили ученые! Они подозревали и ультразвуки, и магнитные поля, и электрические токи,, и радиоактивность. Наконец Гавро вспомнил об инфразвуках. Он заметил: достаточно приложить руку к сте-

Инфразвуки так же неслышны для человека, мак и ультразвуки, однако последним повезло значительно больше — их изучают во всем мире. Причем не только изучают, но и применяют в металлургии, машиностроении и даже при лечении зубов. Интенсивные шумы звукового (от 15 до 20 тыс. гц) и ультразвукового (свыше 20 тыс. гц) диапазонов частот оказывают весьма вредное воздействие на организм человека, вызывая общее утомление, повышение кровяного давления, нервные заболевания. О воздействии инфразвука известно очень мало, поэтому работы французских исследователей, о которых рассказывается в данной статье, представляют большой интерес.

Вредное действие инфразвука объясняется тем, что внутренние органы человека имеют собственные частоты колебаний, порядка в—9 гц. При облучении инфразвуком происходит резонанс, который может привести даже и смерти человека.

В настоящее время у нас и за границей шум нормируется в диапазоне частот от 63 до 8000 гц. Йнфразву-новые частоты находятся значительно ниже, и здесь пока неясно, какова величина допустимого для человека шума на этих частотах. Французские исследователи вполне обоснованно считают, что источники многих «модных» болезней в городах — инфразвуки.

Задача сейчас — это защита человека в быту и на производстве от вредного действия инфразвука. Сложность и важность этой задачи потребуют, по-видимому, разработок принципиально новых решений защиты от инфразвука.

А. ТЕРЕХИН, инженер

вести инфразвук в лаборатории. Первые опыты проводились со звуковыми трубами вроде органных, только чрезвычайно длинными. Одна из них протянулась, например, на 24 м.

В качестве генератора звуковых колебаний использовали либо мембрану, либо пистонфон — подвижный поршень в цилиндре. Поршень соединялся с кривошипом и рукояткой. Вращая ее с различной скоростью, получают всевозможные инфразвуки сравнительно большой мощности.

Можно генерировать звуки так же, как и во флейте, то есть направляя струю воздуха на язычок. Тогда труба

Профессор Гавро с акустическим маяком своей конструкции. Кажущиеся безнадежно перепутанными, трубки расположены в строгом порядке, чтобы добиться строгой направленности звука.

не, чтобы ощутить легкую вибрацию. И тогда все раскрылось. Вентиляционная система завода создавала колебания такой низкой частоты, что их не удавалось обнаружить приборами. Это были самые настоящие инфразвуки, и, что хуже всего, их частота равнялась 7 гц. Будь вентилятор на заводе помощнее, недомогание начинало бы проявляться не через 2 часа, а через 5 мин., ибо, как выяснилось, инфразвук с частотой 7 гц смертелен для человека.

Обнаружив необычное явление, ученые не смогли отказать себе в удовольствии исследовать его. Для этого прежде всего понадобилось воспроиз