Техника - молодёжи 1968-11, страница 15

Техника - молодёжи 1968-11, страница 15

и духовно тормансиан появлялась жажда поклонения, и они обожали своих выдающихся спортсменов, как маленькие дети. Похожее положение занимали артисты стереопластики и театра, певцы, танцовщицы, акробаты. Из миллионов людей отбирались единицы. Им предоставлялись лучшие условия жизни, право участия в любых постановках, фильмах и концертах. Их имена служили приманкой для множества зрителей, соревновавшихся за места в театрах, а сами эти артисты, называвшиеся «звездами», подвергались столь же наивному обожествлению, как и спортсмены.

В телепередачах и радиоинформации очень много внимания уделялось небольшой группе людей, их высказываниям и поездкам, совещаниям и решениям. Чаще всего упоминалось имя Чойо Чагаса, соображения которого на разные темы общественной жизни, прежде всего экономики, вызывали неумеренные восторги и восхвалялись как высшая государственная мудрость. Может быть, далекие от подлинной прозорливости гения, охватывающего всю глубину и широту проблемы, высказывания Чойо Чагаса в чем-то были очень важными для обитателей Торманса? Как могли судить об этом пришельцы, парившие на высоте шести тысяч километров?

Фай Родис и Гриф Рифт напоминали об этом горячим и резким в суждениях молодым товарищам.

Странным образом, несмотря на постоянные сообщения о выступлениях и поездках Чойо Чагаса и еще трех человек, составлявших Совет Четырех — верховный орган планеты Ян-Ях, — никому из звездолетчиков еще не удалось их увидеть. Чаще всего поминаемые, эти люди как бы присутствовали везде и нигде.

Лишь один раз в передаче из горо

да Средоточия Мудрости толпа, запрудившая улицы и площади, приветствовала восторженным ревом пятерку машин, тяжело, как броневики древних времен Земли, проползавших в скопище людей. В темных стеклах ничего не проглядывалось, но тормансиане, объятые массовым психозом, кричали и жестикулировали, как на своих спортивных состязаниях.

Земляне поняли, что эти четверо во главе с Чойо Чагасом и есть истинные владыки всех и всего. Как обычно для древних народов, у жителей Торманса преобладали однообразные имена, и поэтому им приходилось носить по три имени. Иногда встречались люди с двумя именами. Видимо, двуименные составляли высшие классы общества планеты. Тормансианские имена звучали отчасти похоже на земные, но в трудном для землян диссонансе слогов. Чойо Чагас, Генто Ши, Кандо Лелуф и Зетрино Умрог — так называлась четверка верховных правителей. Имена разрешалось сокращать всем, кроме Чойо Чагаса. Ген Ши, Калуф и Зет Уг повторялись с назойливым однообразием в неизменном порядке после имени Чойо Чагаса.

Олла Дез шутя объявила, что все земляне с их системой двойных бесконечно разнообразных имен должны принадлежать на Тормансе к верховному классу.

— Неужели вы не постыдились бы?— спросила Чеди Даан.

— Нисколько! Мне представилась бы возможность увидеть настоящих владык — хозяев жизни и смерти любого человека. Еще в школе второго цикла я увлекалась историческими фантазиями. Больше всего меня захватывали книги о могучих королях, завоевателях, беспощадных и жестоких, о пиратах и

тиранах. Ими полны все прошлые сказки Земли, какой бы из древних стран они ни принадлежали.

— Вы несерьезны, Олла, — сурово сказала Чеди. — Величайшие страдания человечеству доставили именно эти люди, почти всегда невежественные и жестокие.

— Среди них были и мудрецы и герои, — не смутилась Олла Дез, — мне хотелось бы повстречаться с подобными людьми. — Она закинула руки за голову и оперлась спиной о выступ дивана, мечтательно сощурив глаза.

Фай Родис пристально посмотрела на инженера связи.

— Чеди в чем-то права, — сказала она, — в действиях всех этих владык, помимо обусловленности, было еще отсутствие понимания далеких последствий. Это порождало безответственность, почти всегда сводившую развитие процесса к результату, жестокому для большинства. И я понимаю Оллу Дез...

— Как? — возмущенно воскликнули разом Чеди, Вир и Тивиса.

— Любой человек Земли так осторожен в своих поступках, что проигрывает в сравнении с грозными владыками нашей древности. У него нет внешних признаков могущества, хотя на самом деле он как осторожно ступающий исполинский слон перед несущимся напролом перепуганным оленем.

— Владыка и перепуганный? — рассмеялась Олла. — Одно противоречит другому.

— А следовательно, и составляет диалектическое единство, — заключила Фай Родис.

Дискуссии подобного рода повторялись много раз, но внезапно пришел конец спокойному изучению планеты.

(Продолжение следует)

ВРЕМЯ ИСКАТЬ

1. ИЛЛЮЗИОН НЕ ХОЧЕТ СТАРЕТЬ

Е ще один квартал-ново-стройка. Что же тут удивительного? Корпуса новых жилищ поднимаются повсюду. Но необычно уже и то, что этот кусочек квартала будущего можно легко принять за настоящую городскую застройку. А ведь снимок сделан только с макета. Но можно не сомневаться — фотография гарантирует поразительное сходство с аналогичным снимком, выполненным после окончания строительства. Техника нового иллюзиона — оригинальный способ фотосъемки с точки зрения лилипута, то есть с расстояния в несколько миллиметров от «земли». Аппаратуру, кстати исключительно простую, изобрели минские архитекторы А. Заневский и В. Лагуновский (об их работе журнал рассказывал в We 9 за этот год).

2. АРОМАТЫ ЦВЕТОВ...

А ЦВЕТА АРОМАТОВ?

И запах может обрести цвет, если «флюиды», исто-

УДИВЛЯТЬСЯ

чаемые пахучим веществом, сфотографировать, но не в обычном, а в поляризованном свете. Но такой ли уж стойкий аромат исходит из ствола дерева? В самом деле, у большинства пород запах улетучивается довольно быстро. Недаром говорят о свежеобработанной древесине. Но вот растущий в Крыму древесный можжевельник (срез наиболее массивной части его ствола вы видите на снимке) может не один год наполнять комнату нежным сочетанием хвойных и сандаловых ароматов.

3. ТЫ ХОРОШО РОЕШЬ, ЖЕЛЕЗНЫЙ КРОТ

формы многих орудий труда уже давно сравнялись по своей сложности и причудливому внешнему виду со строением живых организмов. Еще один пример тому — показанная на фотографии рабочая головка машины для проходки тоннелей. Головка составлена из серии вращающихся фрез с карбидовольфрамо-выми зубьями. Машина

предназначена для выемки особо твердых грунтов, она способна проходить в час 1,2 м тоннеля.

4. ВЕЧНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОГО ЛАБИРИНТА

Не плавится, не вытягивается, не рвется, не слоится, не крошится, не коробится, не поддается действию влаги, кислот, щелочей, масел и растворителей — все это очень неплохо для нового материала. Эластичен, легко режется, сверлится, штампуется, свертывается в бухты и катушки — это уже и совсем хорошо.

Такой набор достоинств понадобился не случайно. Ведь материал используется как основа для печатных радиоэлектронных схем, которым современное производство стремится дать практически вечную жизнь.

8. ГРОМ В ЦАРСТВЕ НЕПТУНА

В ам не приходилось слышать грохот подводной грозы и видеть необычные зеленовато-голубые молнии, метать которые можно толь

ко в царстве Нептуна? На языке инженеров это явление называется электрогидравлическим ударом. Работа подводных молний высокоэффективна и экономична. Такой способ превращения электрической энергии в механическую помогает дробить самые крепкие горные породы, прессовать металлы, убивагь бактерии.

6. ТРЕНЕР — ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

«В море из порта мы идем, и отходят земли и грады» — эти слова древнеримского поэта Вергилия цитировал Николай Коперник, разъясняя обманчивую видимость движения Солнца вокруг Земли. Современники уже не склонны к поэтическому удивлению перед принципом относительности движения. Они скорее стремятся еще и еще раз использовать его, чтобы удивить других своей практичной находчивостью. Так поступает и девушка, кото-

Syio вы видите на снимке, на упражняется в езде на водных лыжах, но делает это, не сдвигаясь с места. Ведь движение буксирующего катера заменил бурный поток воды в тренировочном канале.

11