Техника - молодёжи 1968-11, страница 39

Техника - молодёжи 1968-11, страница 39

Тайна этого боя снова взволновала Италию в 1964 году, когда в стране была переведена книга американского писателя Монтгомери Хайда «Тихий канадец». В ней рассказывается, что итальянский военно-морской атташе в США адмирал Альберто Лаис передал фотокопии секретнейшего кода итальянского флота тридцатилетней красавице англичанке Цинтии, агенту Интеллидженс сервис. С помощью этого кода англичане могли быть в курсе всех передвижений итальянских кораблей в Эгейском море. Это и привело к сравнительно легкой победе.

Но адмирал Лаис умер в 1951 году. Однако родственники его — брат и сын возбудили в миланском суде процесс против Хайда и итальянского издателя его книги, обвиняя их в клевете на «честного моряка».

При этом они ссылались на британского адмирала Каннинг-хема, писавшего в официальной реляции о битве при Мата-пане, что он имел только «намеки» о диспозиции противника. Адвокаты Лаиса цитировали и книгу итальянского контрадмирала М. А. Брагдина «Итальянский флот во 2-й мировой войне», где говорится: «Точные действия Каннингхема сви

детельствуют, что он имел правильную информацию, полученную от шпионов или хорошо действующих разведчиков».

К такому же заключению пришел в начале пятидесятых годов и итальянский писатель Антонио Триццино, и тогда командование итальянского флота привлекло его к суду по обвинению «в клевете на вооруженные силы». Однако все попытки адмиралов отстоять «честь мундира» не увенчались успехом. Триццино удалось на суде документально доказать, что командование английского флота на Средиземном море всегда знало во всех подробностях о намечаемых передвижениях итальянских военных кораблей.

В историю, связанную с «тайной» сражения у мыса Мата-пан, в конце концов включилось и итальянское министерство обороны. В заявлении, сделанном одним из его высокопоставленных представителей, говорилось: «Адмирал Лаис был честным военнослужащим!» При этом было неофициально добавлено, что если адмирал Лаис и передал английской шпионке секретный код, то он был фальшивый. Это делалось для того, чтобы ввести противника в заблуждение...

РАЗВЕДКА ИЛИ ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС?

П осле трагического для итальянского ■ ■ флота сражения прошло немногим больше четверти века. За это время в десятках книг — и мемуарного и откровенно «детективно-шпионского» жанра — не раз упоминалось о сооытии у мыса Ма-тапан.

Теперь уже не остается сомнений, что адмирал Каннингхем располагал сведе* ниями о передвижении итальянского флота.

Но явились ли данные агентуры» как это, кстати, бывало в истории войн, тем решающим фактором, который принес англичанам победу?

Безусловно, нет. Ведь можно обладать прекрасной информацией о противнике и его планах, но не иметь достаточных сил для того, чтобы его разгромить. Тем более что в морском сражении большую роль играет и огневая мощь кораблей, и

антенна

мастерство команды, и, наконец, гений флотоводца. А у Матапана силы соперников были приблизительно одинаковы, и повстречайся они в условиях хорошей видимости то трудно сказать, на чьей стороне был бы перевес. В крайнем случае итальянцы, обнаружив превосходящего противника, могли не вступать в бой, а уйти под прикрытие береговых батарей или главных сил. И еще одно соображение: даже зная все планы Якино, Каннингхем мог просто не увидеть крейсеров в ночной темноте.

Однако он их обнаружил: британские корабли имели надежные «глаза» — радиолокационные станции, которые дали возможность не только во тьме наблюдать за маневрами противника, но и корректировать ргонь своей артиллерии.

Преимущество англичан в технике, которой не было п итальянских кораблях,

ф

РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ

прибор управления артогнем

□рудииные

датчики

наводки

позволило сблизиться с ничего не подозревающим противником на короткую дистанцию и разить его наверняка, почти не опасаясь ответного удара. Сражение, по сути дела, напоминало бой слепого со зрячим.

Прогресс техники — вот что принесло лавры победителя Каннинг-хему.

Ну, а как же быть с «честным моряком»

Альберто Лаисом? Ведь получается, что радары британских линкоров не только стали причиной поражения, но и неожиданно обернулись алиби для любвеобильного адмирала? И существовала * ли вообще красавица английская шпионка Мата-Хари?

Упоминаемый в рассказе о- сражении писатель Хайд в своей вышедшей недавно книге «Комната 3603» вот как описывает эту загадочную женщину. «...Для того чтобы полнее представить себе ее деятельность, нужно иметь в виду ее необычайное женское обаяние, которое являлось залогом ее успехов. Она не была красавицей, но, появляясь в обществе, обращала на себя внимание своей высокой изящной фигурой, прекрасными светлыми волосами, элегантной одеждой... Она была приятным собеседником, достаточно интеллигентна. Ее интеллект так располагал к ней, что внешние качества казались вдвойне привлекательными. Эта женщина много путешествовала и хорошо знала европейцев. Она имела проницательный, острый ум и была исключительно наблюдательной. Она отличалась храбростью и часто добровольно готова была идти на риск... Эта молодая женщина не была жадной на деньги, она стремилась только к одному — служить делу, в которое верила...»

Хайд называет ее Цинтия, но это не настоящее имя. Напрашивается вопрос, можно ли верить Хайду? Думаем, что да, так как писатель не только знал ее лично, но и был в дружеских отношениях с Вильямом Стефенсоном, бывшим в годы второй мировой войны одним из руководителей британской контрразведки в США.

Хайд пишет, что «честный моряк» Лаис после знакомства с Цинтией совсем потерял голову и передал ей шифровальные блокноты, фотокопии с которых были немедленно направлены в Лондон.

И. ПОДКОЛЗИН, инженер