Техника - молодёжи 1969-05, страница 4

Техника - молодёжи 1969-05, страница 4

СТЕТОСКОП НА ГРУДИ ОКЕАНА

ПРЕМИЯ КОМСОМОЛА МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

А. ШИБАНОВ, Рис. В. Б р ю и а

кандидат физико-математических наук, наш спец. корр.

[ам муфно опуститься на морское дно, а втискиваться в скафандр не хочется. Ничего страшного, пошлите вместо себя ультразвуковой луч. Неслышимый посланец тщательно ощупает подводный рельеф, укажет каждую трещину, каждый выступ скалы. Эхолот — отличный разведчик царства Нептуна. Но если надо заглянуть в поддонные глубины, «разведчик» становится слепцом. Земные породы «непрозрачны» для ультразвука, слишком сильно они его поглощают. Здесь уже не обойдешься комариным писком прибора, нужны громоподобные раскаты взрывов.

Чтобы узнать о строении глубинных слоев Земли, ученые предпочитают как следует их потрясти, словно запертую шкатулку. По доносящимся изнутри звукам можно судить, что в ней скрывается. Недоступные ультразвуку земные слои не помеха для сейсмических инфразвуковых волн. Сейсмика имеет дело с гораздо более низкими частотами колебаний, не превышающими 100 гц. А поглощение колебаний тем меньше, чем ниже их частота. Отраженное поддонными минералами эхо мощных взрывов несет на поверхность информацию — ведь у каждой породы свои поглощающие и отражающие свойства.

Скованные одной цепью, ультра- и инфразвуки отлично дополняли друг друга. Эхолот снимал профиль поверхности дна, а сейсмические волны «просвечивали» дно вглубь, начиная с нескольких сот метров от его поверхности и глубже. Но осталась промежуточная зона, ничейная территория. Из поля зрения науки выпало то, что представляет наибольший интерес при строительстве портовых сооружений, дамб, плотин, подводных оснований, мостов и т. д. Единственное средство добраться до «норовистых» слоев — брать пробы дна. Для этого слои прокалывают гигантской полой «иглой» и затем изучают ее содержимое. Так врачи берут на исследование костный мозг у больного. В районе будущего строительства приходится пробуривать скважины до 40 м глубиной на расстоянии 15—10, а то и 5 м друг от друга. Дорого обходятся гидростроителям подобные сведения, особенно если нужно осмотреть большую площадь. Закладывать скважины под водой нелегко. И самое обидное, что каждая такая скважина всего лишь разовый эксперимент, проба грунта.

Нужно найти выпавшее звено, создать какой-то третий метод исследования, который перекинул бы мост между ультразвуком и сейсмическими волнами. Именно с таким предложением обратилось в 1962 году Министерство морского флота СССР к кафедре геофизики геологического факультета МГУ.

Эту проблему неоднократно пытались решить и раньше. Расчет как будто прост: если ультразвук не обладает достаточной проникающей способностью, нужно перестроить эхолоты на более низкие частоты. Действительно, звуковые волны, излучаемые такими приборами, впервые нашли лазейку в «запретные» слои грунта. Но с самими эхолотами при этом произошла разительная перемена. Гипертрофированные волноводы, вибраторы и другие детали разрастались до невиданных размеров. И не удивительно, их габариты тесно связаны с длиной волны, которая составляла уже метры. Кого могло прельстить многотонное, неудобное в обращении и неэффективное устройство! Не на всяком судне можно было разместить его.

ЭХО-ЛОКАЦИОННЫМ МЕТОД

УЛЬТРАЗВУК (СВЫШЕ 2dd но ГЕРЦ.)

СЕИСМОАКУСТИЧЕСКИЙ МЕТОД звук (50-1000 tepio

СЕИСМИЧЕСКИИ МЕТОД БЛИЗКО К ИНФРАЗВУКУ! 5_ю(]ГЕРЦ,

ПРИЕМНИКИ ОТРАЖЕННЫХ

Прим гирии вссх прпн, соединяйтесь!

ежемесячный Э общестоенно-

flOftQ политическим,

*fСЭдР научно-художественным , и производственный

журнал | ЦК влксм

37-и год издания