Техника - молодёжи 1962-04, страница 26

Техника - молодёжи 1962-04, страница 26

Самые поэтические сказания о «чудо-камне» — алмазе, по твердости своей не имеющем равных в обширном царстве минералов, невольно приходят на ум, когда знакомишься с одним из самых интересных предприятий Свердловска — ювелирно-гранильной фабрикой. Именно здесь вдохновенно трудятся потомки знаменитых уральских гранильщиков, чье искусство напоено настоящей поэзией... Действительно, представьте себе мельчайшую каменную песчинку, которую в пору, пожа-

да не обойтись: ведь мастерство гранильщика — это творчество, искусство. Но есть операции, например начальная шлифовка заготовок, где вполне можно применить механизацию...

Прежде всего ручной привод в шлифовальных станках был заменен электродвигателем. Это сразу сказалось на скорости работы: она пошла быстрее. Правда, дальше дело застопорилось. Ведь даже при предварительной огранке нужно соблюдать необходимые пропорции, ту самую

стоящее творчество, ведь одно неточное движение — и грани не получится. А без нее камень не «живет», без них нет ни чудесного блеска, ни игры светотеней.

...Итак, заготовка попадает к огранщику. Он вставляет ее в квадрант — приспособление, похожее на обычный токарный патрон. Алмаз легко выходит из шпильки квадранта, поддаваясь самому мельчайшему нажиму руки мастера. Медленно движется шлифовальный станок. Планшайба срезает тончайшие слон

В. ВЛАДИМИРОВ,

АЛМАЗНАЯ ГРАНЬ

И1Л1 Ш 9L ЛИИ

ТВЕРЖЕ АЛМАЗА, ОСТРЕЕ РЕЗЦА ВОЛЯ МОЛОДОГО ИЗОБРЕТАТЕЛЯ

луй, рассматривать в микроскоп, и вот на это крохотное зернышко мастер наносит 57 тончайших граней, со сказочной быстротой превращая камень, который вряд ли привлек бы ваше внимание, в драгоценный бриллиант... Впрочем, об этом несколько ниже.

Когда весь мир узнал об открытии «Трубки мира» — одного из первых месторождений алмазов в Якутии, то сразу, возник вопрос: а где же обрабатывать этот чудесный камень, где превращать его в драгоценный самоцвет? Дело это не простое, и кому же было взяться за него, как не потомственным уральским гранильщикам? Но когда молодой инженер Андрей Васильевич Моргунов, ныне главный инженер фабрики, впервые столкнулся с обработкой якутских алмазов, все оказалось значительно сложнее, чем представлялось на первый взгляд. Прежде всего поражала невероятная отсталость технологии гранильного производства. По существу, здесь мало что изменилось почти с петровских времен.

Ручной труд испокон веков считался основой гранильного дела. Старые мастера были непоколебимо уверены, что иначе и быть не может.

Молодому инженеру пришлось сразу повести решительную борьбу с этими взглядами. Конечно, на некоторых операциях без ручного тру-

симмзгрию, которая создает зрительный образ драгоценного камня. Обычно заготовщики придавали камню, имеющему часто весьма причудливый вид, круглую или овальную форму вручную, на абразивном круге. По предложению А. Моргунова в цехе установили заточный станок. Кусочки камня обрабатываются теперь вращающимися в противоположных направлениях чугунным диском и стальным, покрытым слоем резины. Это сразу дало большую экономию во времени: раньше на эту операцию затрачивались часы, теперь — минуты. Появилась возможность одновременно заточить, превратить в заготовки, годные для главной операции, огранки до 200—250 камней,

...В преимуществах такой механи зации мы сразу убедились, наблюдая за сложным процессом обработки якутских алмазов. С поразительной быстротой, особенно удивительной, если сравнить ее с другими операциями, чудесные камни получают нужную форму на станке, который делает 7 тысяч оборотов в минуту. А дальше наступает момент, от которого зависит судьба камня — быть ли ему лишь самым твердым в мире веществом, пригодным только для технических целей, или превратиться в драгоценный самоцвет, восхищающий людей причудливой игрой света.

Поразительно древнее искусство мастеров гранильных дел. Это на-

алмаза, и на глазах рождаются тонкие линии чудесных граней... Так ощутимым содержанием наполняются слова «ювелирное искусство».

От мастерства гранильщика зависит судьба камня, а на уральской фабрике можно встретить таких чудодеев, как молодые огранщики В. Лузин и Е. Кустов. Казалось бы, нанести 57 граней на маленький камешек, где каждая пылинка драгоценна, уже невероятно трудно. Но они решили, что это не предел. На небольшой бриллиант весом всего лишь до одного карата гранильщики наносят не 57, а 100—120 граней. 120! Какое поразительное мастерство, умение рассчитать каждое движение, каждый почти незримый поворот шлифовального диска нужно для того, чтобы создать драгоценный камень, имеющий вдвое больше граней, чем обычно!

Наблюдая за работой гранильщиков, Андрей Васильевич Моргунов давно уже задумывался над тем, как автоматизировать шлифовку полудрагоценных камней. Нельзя ли вместо одного камня шлифовать сразу 50 или даже 100? Признаться, эта идея вызвала весьма скептическое отношение со стороны старых мастеров гранильного дела. Но Моргунов — человек пытливый, настойчивый, с той самой «живинкой в деле», о которой писал уральский сказочник Бажов.

Несколько лет продолжались напряженные поиски, пока в содружестве с инженером П. С. Перепелки-ным им не был создан станок-полуавтомат, совершивший переворот в гранильном деле.

— До последнего времени, — рассказывает Андрей Васильевич, — в гранильном производстве, где применялись лишь одношпцльные станки, считавшиеся «вершиной» меха

22