Техника - молодёжи 1969-07, страница 11

Техника - молодёжи 1969-07, страница 11

Мысль похожа на мелодию. Она рождается готовой и цельной, интуиция схватывает ее мгновенно. Но ее можно удержать, только развернув во времени. Необходим расчет и рассудок, чтобы расчленить пойманную мысль или мелодию в длящийся звукоряд и тем самым передать другим.

Наука еще не изобрела способов непосредственного обмена образами и идея-

РАСЫИФРОЬМ И4ЗЛПО/МИЛ4НИЕ t

ВОКЛИИМЦИ* сиоь

ми. Информация поступает в наш мозг пока, как и прежде, — через глаза и уши. На пути от одного человека к другому она преобразуется несколько раз. Общая схема такова: сначала внутренняя речь или музыка, звучащая в душе, перекодируются в значки на бумаге. Затем буквы, рисунки или ноты считы-ваются глазами другого человека и расшифровываются (перекодируются) его нацеленным восприятием. Несколько процессов. Каждый ив них характеризуется своей скоростью, своим темпом. Обычно внутренняя и внешняя речь быстрее записи — перо, как говорится, не успевает за мыслью. На помощь приходят стенография или магнитофон. Куда сложнее согласовать ритмы считывания информации и ее схватывания. Внешнее зрение и внутреннее умозрение действуют почти молниеносно, когда человек имеет дело с усвоением картины, карты, схемы. А если перед глазами набор символов, текст?

Рисуночный или иероглифический текст читается быстрее буквенного. Представьте, перед вами две страницы с одним и тем же сообщением. На одной оно записано древнеегипетскими иероглифами, на другой — русскими буквами. Приготовим секундомеры. Могу заверить, что древний египтянин прочтет и поймет сообщение быстрее вас. Правда, иероглифы менее гибки, чем буквы, в передаче смысла фраз и оттенков мысли, и не всякое сообщение можно перевести с рус-

ЧТЕНИЕ ВСКАЧЬ

Константин ФЕЛЬДЦЕР (Франция)

Рис. К. Кудрчшова

В последние годы печатная информация подобна лавине. Если рост будет и дальше продолжаться такими темпами, то через 200 лет, нан подсчитали ученые, всю поверхность земного шара можно будет по колено обернуть бумажным сугробом. Воистину мы испытываем первые раскаты «информационного взрыва». Краем он уже затронул тех, кто сейчас находится в расцвете творческих сил. Ближе к его эпицентру очутятся сегодняшние двадцатилетние.

Для того чтобы молодому человеку не отстать от века, от новостей политики и искусства, от последних достижений в своей специальности, надо больше читать.

А ведь есть колоссальные резервы восприятия информации! Каждый может читать в несколько раз быстрее. Каждый, а не тЬлько особоодарен-ный. Откуда такая возможность и как ею воспользоваться?

ского на древнеегипетскии, на китайский или на японский.

Совсем уж безнадежно соревноваться буквенному слову с формулой.

Возьмем математическое сообщение, доказательство какой-нибудь теоремы. Запишем это сообщение в двух вариантах — математическими символами и обычными словами. Математический текст займет одну страницу, а словесное изложение — сотню. Математик прочтет и поймет доказательство еще до того, как вы дойдете до половины первого абзаца. Утешимся ж£ тем, что математическими значками невозможно описать красбты пейзажа или переживания влюбленного.

Оператор со световым пером. «Новая иероглифика», очевидно, совершенно необходима в самых прогрессивных кибернетических системах с графическим представлением вводимой и выводимой информации. В будущем — прогнозируют конструкторы ЭВМ —■ общение человека с машиной на 95% сведется к обмену образами и символами и лишь на 5% — к звуковой (речевой) сигнализации. Машине, да и человеку, легче опознавать стандартизированные образы, чем буквы или звуки. Пазиграфия, рождающаяся как законное дитя науки и искусства, становится потребностью экономики.

А почему, собственно, невозможно? — возразят поклонники пазиграфии. Музыка, например, выражает самые глубокие эмоциональные переживания человека, но она легко поддается нотной или цифровой записи. Достаточно придумать «ноты», «картинки» или «символы» эмоций и понятий, чтобы избавиться от пространных н неизбежно приблизительных описаний, ускорить процесс усвоения информации. Символизация уже прояснила н углубила формальную логику, заменила длинные и неточные рассуждения краткими цепочками формул. Но великие пазиграфы Луллий и Лейбниц завещали идти дальше. Надо создать универсальное, понятное для всех, «картинное» или «символическое» письмо.

Увы, универсальное пазиграфическое письмо, объединяющее в себе преимущества как иероглифических, так и математических текстов, еще не создано. Есть оригинальные проекты, но среди них нет ни одного, который бы удаляя полностью. Мы вынуждены захлебываться в лавине всевозможнейших печатных изданий— от газет до служебных инструкций. Жалко наши бедные глаза, но еще обиднее за потерянное время. Лучшие годы жизни, занимаясь в школе, институте, аспирантуре, мы проводим преимущественно за чтением4

4

Люди все больше пишут и читают, во-лей-неволей приходится срочно что-то придумывать. Например, сокращают книгу или статью. Вместо многотомной классики издают сжатые дайджесты, длинные детективные истории излагаются в комиксах, содержание научных статей втискивают в несколько строк рефератов и «абстрактов». Помогает, но мало!

Особенно остро стоит проблема «ти-хоходности» чтения. Многие читают недопустимо медленно, потому что просто не умеют читать. Разные вещи — быть грамотным и уметь читать, держаться на воде, барахтаясь «по-собачьи», и плыть кролем. Проще с самого начала тренироваться в кроле, труднее переучиваться.

Понаблюдайте, кто как читает. Китаец (и математик) читает глазами, а европеец ушами. Это не парадокс. Европей-