Техника - молодёжи 1969-07, страница 13

Техника - молодёжи 1969-07, страница 13

Самое удивительное вот в чем — гений не обязательно читает быстро, а читающий быстро не обязательно гений.

Встречаются если не безграмотные, то довольно малокультурные люди, которые обгонят в соревнованиях по чтению любого профессора. Конечно, чем больше человек читает, тем культурнее он становится, и совсем уж темных среди феноменальных читателей трудно найти. Труднее даже, чем среди феноменальных людей — «счетчиков».

Способность быстро читать и способность быстро считать, по-видимому, родственны друг другу. В обоих случаях явно работает зрительный канал, а не звуковой. Операции с цифрами, как и операции с буквами, совершаются спонтанно и бессознательно, на поверхность выскакивает готовый результат. Спросите любого прирожденного и желательно необразованного «счетчика», по каким правилам он совершает свои головокружительные и молниеносные расчеты — он едва ли ответит, потому что сам не знает. Так и прирожденный читатель. Воспитание не нарушило у него естественный механизм цельного восприятия текста, он, находясь в состоянии своеобразного самогипноза, направляет поступающую информацию сразу по оптимальному пути.

Когда зрительный канал открыт, а слуховой закрыт, быстродействие мозга практически мгновенно, «телепатично». Запоминается все, попавшее в поле зрения. Однако для осознания и действенного применения полученной информации необходимо перевести зрительно запомненное на уровень так называемой «оперативной памяти», развернуть мысль во времени и разложить в звукоряд. Как справедливо заметил Гёте, Дело начинается вместе со Словом. В начале времени, образно говоря, было слово.

Поэтому при общении (коммуникации) с другими, с собой и с миром открывается именно внутривременной слуховой канал, а надвременной зрительный выключается. Никакие феноменальные «счетчики», никакие чудо-читатели, никакие гении не могут сказать больше, чем способны воспринять другие. Они в силах только удачнее «сократить» и «отредактировать» информацию, переработанную универсальной машиной мозга без их личного участия. Мы же, со скрипом

переключаясь с глаз на слух и наоборот, видим в нормально функционирующем коммутаторе информационных каналов что-то чуть ли не сверхъестественное.

На самом деле мы можем — и должны — совершенствовать природу, а не ждать от нее милостей. Уже сейчас в наших силах научиться пользоваться почти нетронутыми резервами зрения как созданием более «картинного» и «символичного» письма, так и своевременным

«затыканием ушей» при сканировании текста.

Освоив глазное чтение вскачь, каждый сэкономит столь нужное время и при желании легко расширит горизонты своей эрудиции. Два-три месяца тренировок окупятся за несколько недель. И может статься, что «реполюция в чтении» окажется еще одним ответом на вызов, который бросает людям «информационный взрыв».

КРАТКИМ КУРС СКОРОЧТЕНИЯ

едяенность чтения не помогает, а вредит запоминанию текста. «Кто читает по складам и спотыкается на трудном слове, тот рвет мысль на мелкие кусочки», — говорят специалисты.

Книга — это черные знаки на белом фоне. Умеете ли вы считывать текст с такой же быстротой, как музыкант — ноты? Цепляетесь ли вы за слова, за буквы, за знаки препинания или же сразу постигаете мысль целой страницы?

Подавляющее большинство людей даже не догадываются о глазном способе чтения, благодаря которому можно за один взгляд схватить смысл целого абзаца. С первых уроков чтения по слогам мы привыкаем читать ушами. Но никогда не поздно переучиться, если есть желание и упорство.

Упражнение первое:

ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ.

ТРЕНИРУЙ

ТЕ

Тахистоскоп — самый лучший тренажер для ваших глаз. На экранчике или в прорези проскакивает кадр с теми или иными символами — цифрами, буквами, схемами, рисунками. Время экспозиции и количество информации в кадре регулируются.

Вот как устроен, например, «фразо-скоп», выпускаемый западными фирмами.

В кассету с прорезью, прикрытой шторкой, вставляется отпечатанная на машинке страничка с набором цифр, слов или фраз. Шторка открывается с помощью пружинного механизма наподобие затвора фотоаппарата, и в прорези на мгновение мелькает строчка. Время экспозиции регулируется так же, как в фотоаппарате. Выдержка может устанавливаться в V25, УбО или Vioo секунды. Когда палец нажимает на рычажок спуска, одновременно продергивается страничка с текстом (как в пишущих машинках).

Последовательность тренировок — от простого к сложному. Сначала устанавливается выдержка 725 сек. и в кассету закладываются странички с короткими сообщениями (четырехзначные или пятизначные цифры, отдельные слова). Выдержку постепенно уменьшают, не меняя объема информации. Затем содержание страничек усложняется и так далее.

Упражнение второе: РАСШИРЯЙТЕ УГОЛ ВАШЕГО ЗРЕНИЯ, ДЕЛАЙТЕ МЕНЬШЕ ОСТАНОВОК ГЛАЗ ПРИ ЧТЕНИИ.

Еще в 1879 году Эмиль Жаваль, директор офтальмологической лаборатории в Сорбонне, обратил внимание на «мик-родвиження» глаз. Он заметил, что чтение происходит лишь в тот момент, когда глаза не двигаются. Аналогично, стоит руке с фотоаппаратом дрогнуть — получится смазанный снимок.

ЕСЛИ НАБЛЮДАТЬ В ЗЕРКАЛЕ, ПОМЕЩЕННОМ ПЕРЕД ГЛАЗАМИ ЧИТАЮЩЕГО, ЕГО ГЛАЗА, ТО УВИДИМ, ЧТО НА ПРОТЯЖЕНИИ СТРОКИ ОНИ ЗАДЕРЖИВАЮТСЯ ИЗВЕСТНОЕ КОЛИЧЕСТВО РАЗ

В ТРИ РАЗА БЫСТРЕЕ

В этой фразе отделены группы слов, которые глаза действительно прослеживают скачками — при остановках. На остановки тратится 94% времени чтения. Отрезок текста, воспринимаемый при остановке, называется «углом зрения». Чем шире угол зрения, тем меньше остановок и быстрее скорость чтения.

Чтобы расширить угол зрения, лучше всего тренироваться с тем же тахисто-скопом. Фразы постепенно удлиняются, глаз привыкает охватывать куски текста побольше.

Помогает и внутренняя нацеленность читать «крупноблочно». Машинописную страницу можно усвоить всего за три-четыре взгляда. Каждодневные тренировки возрастающей трудности в конце концов приведут к успеху.

Упражнение третье: ЗАПОМИНАЙТЕ ТЕКСТ СРАЗУ, НЕ ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ К УЖЕ ПРОЧИТАННОМУ.

Трудно избежать «регрессии» — возвращения к недопонятым фразам, к непонятным словам. Уйма времени уходит на перечитывание. Между тем смысл непонятных мест в большинстве случаев проясняется, когда абзац или страница дочитываются до конца.

Возвращения чаще всего — признак нервности и отсутствия сосредоточенности. Глаза блуждают по бумаге, их так и тянет налево. Дабы отучить их от этой вредной привычки, можно придумать множество аппаратов, «подстегивающих» читателя. Простейший способ — закрывать уже прочитанное ладонью. Лучше — закрывать прочитанный текст линейкой строчку за строчкой. Пусть линейку с определенной скоростью (которую можно регулировать) передвигает моторчик или сила собственного веса.

Все эти упражнения на первый взгляд очень просты, но освоить их не менее трудно, чем научиться играть на пианино. Как пианист часами тренирует свои пальцы, так и читатель должен упражнять свои глаза.

9